среда, 30 сентября 2009 г.
У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких
Муслим Магометович Магомаев родился 17 июля 1942 года в Баку в артистической семье. Его отец - Магомет Магомаев - был художником, сыном знаменитого азербайджанского композитора Муслима Магомаева (его имя теперь носит музыкальная филармония в Баку), мать - Айшет Ахмедовна - драматическая актриса.
"Своего отца Муслим Магомаев практически не помнит - уйдя на фронт, тот героически погиб, бросившись под обстрелом спасать раненого товарища. Это произошло под Берлином за три дня до окончания войны.
Муслим Магомаев вспоминает: "Послевоенная судьба мамы сложилась так, что она обрела другую семью. Я не могу ее ни в чем винить. Она драматическая актриса, всегда кочевала по городам России, никогда подолгу не работая ни в одном театре. Родной брат отца Джамалэтдин Магомаев и его жена Мария Ивановна стали для меня настоящими родителями. Это были люди умные и поразительно много читавшие.
Порядки у нас в семье соблюдались строгие. Дядя был убежденным коммунистом, честным и неподкупным. В то время, когда мой воспитатель занимал высокие государственные должности, недостойного племянника в школе время от времени просили не носить пионерский галстук. Меня это не расстраивало: галстук казался мне вещью прежде всего неудобной, душил меня и все время норовил влезть концами в чернильницу.
Несмотря на то, что дядя был человеком высокопоставленным, меня не баловали. У меня были игрушки, нормальные условия для учебы и занятий музыкой, но - никаких излишеств. Помню, когда начинал клянчить у тети деньги, она отказывала: "Вот вырастешь, будешь сам зарабатывать, тогда поймешь, как деньги достаются".
Как мальчик, подающий немалые надежды, я учился в музыкальной школе при консерватории. Всегда знал, что математика, физика, химия не для меня, и считал, что нет смысла тратить на это энергию. Стоило увидеть задачу из алгебры или геометрии, я чувствовал, что мой мозг не работает в этих областях. Помню, по математике один раз меня даже оставили на второй год.
В отличие от точных наук, игра на рояле давалась Муслиму Магомаеву куда более легко, и преподаватели в музыкальной школе прочили Муслиму большое будущее. Однако достичь высот в этой области ему тоже не удалось - не хватило усидчивости. В 14 лет Магомаев внезапно увлекся пением и только здесь почувствовал себя по-настоящему уверенно. Он поступил на вокальное отделение музыкального училища, а заодно брал уроки у замечательного педагога Сусанны Аркадьевны Микаэлян, преподавательницы Бакинской консерватории. По его же словам, перед дверью кабинета, в котором он обычно репетировал, собирались учителя и ученики и восторженно слушали его звонкое сопрано, которым Муслим Магомаев выводил и каватину Фигаро, и «Соловья» Алябьева, и Кармен». Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 27-28.
23 ноября 1974 года Муслим Магометович Магомаев женился на певице Тамаре Синявской.
«Однако официально оформлять свои отношения с Магомаевым она не торопилась. Так продолжалось до тех пор, пока их общий знакомый не выдержал, взял их паспорта и отнес в загс. 23 ноября 1974 года они расписались. В тот же день в одном из столичных ресторанов состоялась свадьба на сто персон. Кроме этого, еще человек триста, прослышав об этом событии, собрались возле ресторана и дружно скандировали, чтобы Магомаев исполнил их любимые песни. В такой день певец не смог отказать страждущим и в течение получаса пел на бис в раскрытом окне ресторана. Затем месяца три ходил с бронхитом.
После шумного гуляния в Москве молодые отправились в свадебное путешествие на родину жениха - в Баку. Синявскую приняли там как «гялин» - невестку всего Азербайджана. Сам первый секретарь ЦК КП республики Гейдар Алиев устроил молодоженам по этому случаю торжественный прием на своей даче.
Между тем первые несколько лет супружеской жизни Магомаева и Синявской не были безоблачными. Две сильные, к тому же творческие личности никак не могли поделить между собою семейный пьедестал. Из-за этого между ними все чаще возникали ссоры, некоторые из которых приводили к временной разлуке - в таких случаях Муслим Магомаев брал билет на самолет и улетал в Баку. Однако эти отъезды довольно быстро заканчивались воссоединением сторон, при этом первым шаг к примирению делал Магомаев. Очень часто эти примирения, учитывая широкую восточную натуру Магомаева, обставлялись им весьма торжественно и пышно.
Тамара Синявская вспоминает: «Был случай, когда Муслим Магомаев, возвращаясь из какой-то поездки, завернул ко мне на гастроли в Казань. Я пела Любашу в «Царской невесте», и в антракте, когда я вышла на поклон, мне поднесли от него огромный букет - меня за ним не было видно. Там было сто пятьдесят четыре гвоздики! Весь зал ахнул. И, конечно, когда он появился в ложе, зрителям было не до оперы...» Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 32 - 33.
Всесоюзная известность к Муслиму Магомаеву пришла после его выступления в Кремлевском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского. В 1963 году Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде. В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре La Scala.
В 1969 году на фестивале в Сопоте М. Магомаев получает I премию, а в Каннах - "Золотую пластинку". В 1973 году в возрасте 31 года ему было присвоено звание народного артиста СССР. С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В концертном репертуаре Магомаева было более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: "Низами", "Поет Муслим Магомаев" и "Москва в нотах". Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам.
Почти все в его семье - профессиональные музыканты. В три года Муслим подбирал мелодии на фортепиано. В пять сочинил песню. О том, кем быть в жизни, никогда не думал - конечно, музыкантом. Наверно, он мог бы стать не только певцом, но и драматическим актером, композитором, пианистом. Тот самый талантливый человек, который «талантлив во всем».
Успешно выступая и за границей, в Советском Союзе 1960--1970-х годов Магомаев добился какой-то совершенно ненормальной славы. Поклонение Магомаеву - истерия, распространявшаяся как эпидемия. По всему Советскому Союзу. Он был, как сейчас бы сказали, секс-символом. Мамы нынешних тридцатилетних влюблялись в Магомаева. На концерты невозможно было прорваться. Все в нем нравилось слушателям: и как поет, и как выглядит, и как себя ведет, и что поет. Идеальный артист и идеальный джентльмен. И все же применительно к Магомаеву выражение «секс-символ» оказывается поверхностным и неточным.
Муслим Магомаев с большим успехом выступал и в опере. Никто не исполнял партию Фигаро Моцарта с таким артистизмом, как он. Но он выбрал не классику, а так называемую легкую музыку, песенный жанр, что дало повод недалеким эстетам и пуристам сокрушаться: ах, ну как же, с таким-то голосом - и песни петь... Их совершенно не волновало, что и песни-то в основном чудо как хороши и разнообразны, и поет их Магомаев, искренне наслаждаясь и совсем не щадя голосовые связки. В конце концов что осталось от Магомаева?
Помимо легенды - куча отличных записей, по которым можно представить себе, что вообще это такое - «песня двадцатого века». В репертуаре Магомаева сочеталось не сочетаемое: песни советских композиторов (бессмертные хиты от Арно Бабаджаняна, Александры Пахмутовой и Оскара Фельцмана), оперные арии, неаполитанские песни, даже рок. Он первым на советской большой сцене исполнил песню The Beatles. Это была Yesterday, авторов которой конферансье Анна Чехова объявила смешно: «Леннон-Маккартни». Сделай он только это - уже заслужил бы памятник. А это - только небольшой эпизод в его грандиозной истории. А вот свою знаменитую «Свадьбу» (шутили, что, исполняй Магомаев только ее и только на свадьбах, уже неплохо жил бы) певец недолюбливал, о чем признался пару лет назад в телевизионном интервью.
До последнего времени Магомаев жил в Москве, время от времени выезжая на гастроли в города бывшего Союза и за рубеж.
Муслим Магомаев скончался в Москве 25 октября 2008 года на 67-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. Легендарный певец страдал ишемической болезнью сердца и атеросклерозом сосудов. В июле в третий раз попал в больницу. Но в больницах Магомаев предпочитал не задерживаться, лечился амбулаторно. К состоянию своего здоровья относился с оптимизмом...
Президент России Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования в связи с кончиной Магомаева его супруге, родным и близким, а также почитателям таланта артиста.
Миги вечности
Написано _Музыка_Души_ Оригинальное сообщение Миги вечности
Мелькает вечность временами года -
На быстроту бессмысленно пенять.
В разгаре лето. Чудные погоды.
Взрослеет мир с послушностью ягнят.
Моргнуть успеешь - прочь июль и август! -
Жди осени скучающей привет.
Ей слёзы лить положено по рангу,
Улыбки - только в пору бабьих лет.
Как баба-ягодка, нескромною помадой
Бальзаковское выкрасит лицо.
Но смоет грим лосьоном листопада,
Кокетничать устав в конце концов.
Завалится, юля и балагуря,
Зима, чей вектор - с севера на юг.
Сугробы в городских дворах снегуря,
Затянет баритоном соло вьюг.
Весна опять обманет обновленьем:
Капелями, ручьями, баловством,
Дурманом трав и соловьиным пеньем,
И прочим приворотным колдовством.
Заворожив, оборотится жрицей
Златого храма Спаса на Любви,
Заполнив летописные страницы
В священных книгах: "vita" и "la vie".
(с) Василий Алоев
Холодно!
очередная грустная сказка
Свеча
Она была великолепной парафиновой свечой высшего сорта. Ее имя происходило от слова \"свет\" (свеча - светить), и она очень гордилась этим. Сначала она лежала на складе с сотнями таких же свечек и еще не догадывалась о своем высоком предназначении, потом - в магазине, а потом ее купили и положили на полку, где уже были ножницы и пузырек с конторским клеем.
- Кто я такая? Как, вы не знаете?! Я свеча! Я создана для того, чтобы светить другим, сгорая. Нет, не подумайте, я не задаюсь, я знаю, что все мы созданы для какой-то пользы, но согласитесь, иметь высокое предназначение - это очень ответственно.
Ей ничего не ответили, но ножницы и клей стали сторониться ее, ведь это тягостно - находиться рядом с тем, чье предназначение выше, чем твое.
Но свеча сама никого не замечала. Она думала о том, как проведет лучшие минуты своей жизни - когда будет светить. Может быть, это будет праздник: огни, музыка, веселье и она - маленькая, но необходимая часть его. Стать незаменимой частичкой чьего-то праздника - чем плохо для смысла жизни? А может, это будет тихая звездная ночь: двое влюбленных и она. Светить для любви - что может быть романтичнее? А может, она согреет чье-то одиночество. Не каждому дана способность разделить одиночество, но она чувствовала, что может это.
Свеча ждала своего часа, и вот он пришел. Быстрые мальчишеские руки сняли ее с полки и отнесли на стол, а потом - ЗАЖГЛИ! Она была счастлива.
Но вдруг мальчишка выбежал из комнаты, и она осталась наедине с мраком. Сначала свечка старалась не падать духом, ведь она ГОРИТ - что еще нужно? Но разве может быть более пустое занятие, чем гореть, согревая СОБСТВЕННОЕ одиночество? Шло время, и свеча таяла. Каждая минута уносила кусочек ее души, а никто не видел и не нуждался в этом. Чем меньше становился ее фитилек, тем отчетливее она понимала, что, наверное, лучшими минутами в ее жизни были те, когда она мечтала, как подарит себя людям. Никто не нуждался сейчас в этом подарке, а преподнести его потом она не могла: к сожалению, не мы выбираем время своих жертв. Но все же снова и снова она вспоминала свои грезы и пыталась насладиться ими. Наверное, в тот момент, когда перестаешь жить мечтами и начинаешь жить воспоминаниями, приходит старость.
Дверь в комнату открылась только утром. Мальчик подбежал к столу и взял в руки кусочек парафина - это было все, что осталось от забытой им свечки. Он держал в руках несбывшиеся надежды и даже не знал, как это страшно.
слушали музыку сфер, в прямом почти смысле, под крышей мальтийской капеллы,
Вчера с катей были в концерте,
слушали музыку сфер, в прямом почти смысле, под крышей мальтийской капеллы,
предвкушая нарядились, как могли. Я тут, надо сказать, с трудом встегиваюсь в куртку и плащ, хожу нараспашку, а у катерины зеленое вельветовое пальто малой обогревающей способности.
И вышли мы в Садовую улицу, а там каааак дунет. И катька тут и помянула черное платье, которое висит безвылазно в шкафу, вместо того, чтоб ходить на концерты. Зажатое между пуховиками.
И сегодня в семь утра в процессе чистки зубов (который сакрален, мне кажется, ибо мои лучшие мысли приходят во время него) я об этом платье вспомнила.
Ну в метро была как экзальтированная петербурженка, бормочущая и с блокнотом.
Итог -
поэма о маленьком черном платье и большой холодной осени
Посвящается Катерине Ш.
Маленькое черное платьице
Тиихо соседям плачется,
Что оно безнадежно забыто,
Что судьба его, видно, разбита.
А могло бы подхватывать стан!
Очерчивать тоонко изгибы!
И любой оценить бы мог
длину/стройность хозяйкиных ног...
Но взамен висит здесь одно.
В шкАфе душно, теснО и темно,
И не понимают в этой глуши
Муки тооненькой платья души.
И ему невдомек, что снаружи:
Дождем наливаются лужи
И листья с деревьев рвет
Ветер, холодный как лед,
От него не спасает никто -
Даже вельветовое (с мехом!) пальто,
Что с изящной хозяйской ноги
Не сходят резиновые сапоги.
И что сама-то хозяйка ТАК ждет,
Когда ж непогода пройдет,
и термометр не потревожит,
И тогда, наконец! она сможет:
- примерянным в воображении
уже раз, верно, 7 или восемь
Этим платьем, впервые за осень,
Свое поразить окружение.
- и в зеленом пальто нараспашку,
промелькнув меж укутанных граждан,
погулять по пустынной аллее
(сама от себя чуть-чуть млея),
И опавшие с легкой дрожью
листья к платью прикалывать брошью,
- и вбегать на концерты где эльфы поют,
опоздав на пят-над-цать минут,
-кофе пить на углу, где ее силуэт,
Обрисует осенний рассеянный свет,
Закружившись в дыму сигарет...
(И скажу только вам, по секрету,
артикулируя четко губами,
доверяя судьбу гидромету -
это счастье не за горами!)
Но пока...
...думает платье, что нет
ни света, ни выхода в свет.
И что вечно висеть ему тут,
может быть даже векаааааами,
между пуховиками.
Когда я стану бабушкою старенькой...
Когда я стану бабушкою старенькой,
Я волосы покрашу фиолетовым.
И выброшу из дома нафиг валенки...
А может и оставлю их(на лето).
Я заведу себе штук пять собак,
А может коз,на этаже,так пятом.
И буду слушать,как сосед-дурак
Меня за стенкою обкладывает матом.
Спать буду днём,пока все на работе,
А ночью,этих гадов сна лишая,
Я лёгким ангелом в весьма тяжёлой плоти,
Станцую вальс под музыку " Раммштайна ".
Да,не забыть-с балкона сбросить шарик,
Наполненный водою с чёрной тушью,
Когда пойдёт какой-нибудь лошарик!!!
На просьбу мою жалкую старушью:
Мол,посмотри,милок я обронила...
( что именно-пока ещё не знаю ).
Так,надо дверь уже сейчас бронировать...
Пока я помню и соображаю...
Я буду очень милою старушкою,
Ну,может,чуть бандитского пошиба,
И закажу себе из бронзы клюшку я...
Эх,главное,чтоб память не отшибло!!!)))))