21.08.2008
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
- Русская красавица: какая она?
- Йога: древнее искусство оставаться молодым
- В поисках утраченного парикмахера
- Прощай, немытая Европа!
- Целлюлит: естественно - значит прекрасно
В
каждую из эпох было понятие "модный возраст", вернее, оно называлось
по-разному - "в полном расцвете сил" или "в зените своей красоты", но
смысл всё равно оставался один - "модный возраст".
Например, в так называемую "Belle époque" модным был возраст от 30 до 40 лет.
Игорь Северянин писал:
"Ваше сиятельство к тридцатилетнему - модному - возрасту
Тело имеете универсальное как барельеф
Душу душистую, тщательно скрытую в шелковом шелесте,
Очень удобную для проституток и для королев..."
Эталоном
женщины считалась Женщина - Цветок - стройная и свежая, но зрелая и
умудрённая. Юные девушки казались милыми, но не восхитительными.
Девушка воспринималась как Бутон, который хорош лишь тем, что в нём
есть все задатки будущего Цветка.
Красота женщин 'Belle
époque' несколько тяжеловесна (несмотря на тугие корсеты, делавшие
талию сорокасантиметровой). Считалось, что именно 30-40-летняя женщина,
которая уже вышла замуж, родила детей, выработала свой личный вкус в
одежде и украшениях, познала светскую жизнь, а (иной раз) нескольких
любовников, имеет право называться красавицей.
Что интересно - в
ту эпоху женщины не стремились к омоложению и похуданию! Наоборот,
юношеская угловатость и несформировавшийся бюст считались чем-то
нелепым. Знаменитые куртизанки не только не уходили из профессии после
30, но и приобретали дополнительные "баллы". Вполне нормальным
считалось волокитство гимназиста за 35-летней тётушкой (иногда даже
своей собственной!)
Мне могут возразить, что, мол, любовь к
зрелым дамам проистекает из самой сути светской жизни. Молоденьких
девиц редко вывозят на балы, да и закрутить с ними роман - весьма
проблематично. Они (юные) не умеют правильно одеваться, искусно
танцевать, умело флиртовать...
Однако, например, в XVIII веке, когда светская жизнь была не менее (а даже - более) насыщенной ценились именно юные особы.
Полетели в Галантный Век?
Макияж
XVIII столетия (несколько слоёв пудры, румян и помад), а также
рассыпанные по лицу мушки делали практически любое лицо вневозрастным.
Нимфетки и бабушки красились одинаково и стремились к одним и тем же
приключениям. Никого не смущало наличие у немолодых императриц -
молодых любовников. Все женщины "считались" 20-летними!
Зрелые
матроны, заказывая портреты, знали, что художник не станет рисовать
морщины и мешочки под глазами. Буше и Фрагонару не был нужен фотошоп -
у них была розово-белая палитра. Люди боялись старости - она была для
них временем, когда им будет попросту нечем заняться. Культ
развлечений, царивший в XVIII веке, порождал страх перед дряхлостью,
поэтому наши знакомые императрицы так долго и не могли расстаться с
мыслью о молодых любовниках.
Именно в XVIII веке
сформировалась особая философия childfree. Поскольку ценились совсем
юные особы (идеал - девочка, только что вышедшая из монастырского
пансиона), то беременная дама, которая не может ни танцевать, ни
кокетливо бегать вокруг боскетов, воспринималась, как looser-ша. Корсет
шнуровали, даже будучи на 4-5 месяце! А на следующий день после родов
тащились (иначе и не скажешь) на приём или на бал. В семьях французских
и английских аристократов к середине XVIII века стало принято иметь по
1-2 ребёнка (родили наследника и - баста). И только в Пруссии
деторождение имело едва ли не общеполитическое значение - там дворяне
размножались исправно, поставляя королю всё новых и новых Soldaten und
Offiziere.
Что интересно - в тоталитарных государствах
тоже процветал культ юности. Но выглядело это совсем иначе. Галантный
Век требовал от человека юношеской лёгкости, незамутнённости,
игривости. Тоталитарное государство - максимального напряжения сил и
нервов, которые могли себе позволить только весьма молодые люди. "Чтобы тело и душа были молоды!" В сталинскую эпоху эталоном были молодые рабочие - спортсмены, в хрущовскую - молодые студенты...
Юный
борец, не отягощённый семейством и хозяйством, может сорваться с места
и полететь в тайгу, на целину или на Крайний Север. Из него проще
сделать беззаветного борца, чем из любого, даже самого сознательного
"старика". Молодой идеалист порвёт за идею, а вот 30-летний
задумается... Может, потом и порвёт, но сначала - задумается. К тому же
молодёжь может долго и без устали трудиться, особенно если с песней.
"Модный возраст" сталинского СССР - с 14 (когда можно начинать
официально трудиться и вступать в Комсомол) примерно до 28 лет (когда
заканчивалось членство в ВЛКСМ).
В эпоху Оттепели
положение не изменилось, просто акценты оказались расставлены иначе -
уже не обязательно пролетарий, не обязательно пловец и футболист. "Я бы в физики пошёл, пусть меня научат!"
Теперь молодой человек отдаёт свою жизнь не в схватке с подкулачниками,
спасая колхозный урожай, а в тихой и мирной лаборатории, где все ходят
в белых халатах, а говорят на исключительно умные темы. Сгореть дотла
во имя мирного атома - вот сверхзадача юных. 1960-е - это время
покорения космоса. Космонавтом может быть только юный (особенно -
первым).
К тому же молодость 60-х - это время походных песен,
романтики, "старика Хэма" и весёлого твиста. Модный возраст 1960-х -
пока сидишь у костра и презираешь тёплые сортиры. Пока можешь, как
герой Михалкова, после ночной смены весь день помогать своим товарищам,
кадрить девчонок и петь в метро. Молодёжи 60-х казалось, что молодость
будет длиться вечно.
Но вот наступили 1970-е и героем стал человек, которому "за 30".
Все красавицы 1970-х - это женщины, которым "за". У них море проблем -
они выгнали мужа, а дети их не поняли, на работе - глупый зам и ещё
более глупый начальник, и ещё - невозможно достать билет в "Таганку",
как невозможно доказать вон тем неуправляемым детям, что главное - это
не джинсы, а Справедливость... Тем не менее, Героиня десятилетия - это
зрелая женщина.
1
2
Далее
Комментариев нет:
Отправить комментарий