Сталкер (фильм)
[править]Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Черновик [показать страницу] (сравнить) (+/-)
Данная версия статьи не досматривалась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю досмотренную версию от 3 августа 2009, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 15 правок.
Перейти к: навигация, поиск
Сталкер
Stalker
Жанр фантастика / драма-притча
Режиссёр Андрей Тарковский
Продюсер Александра Демидова
Автор
сценария братья Стругацкие
В главных
ролях Александр Кайдановский
Николай Гринько
Анатолий Солоницын
Оператор Александр Княжинский
Композитор Эдуард Артемьев
Кинокомпания Мосфильм
Второе творческое объединение
Длительность 163 мин
Бюджет 500 тыс руб.[1]
Страна СССР
Год 1979
IMDb ID 0079944
Выход фильма "Сталкер" (оригинальное название - Stalker)
"Ста́лкер" - фантастический фильм, снятый на киностудии "Мосфильм" в СССР в 1979 году по мотивам повести "Пикник на обочине" Аркадия и Бориса Стругацких. Фильм получил специальную премию экуменического жюри, премии ИНТЕРФИЛЬМ и ОСИК на XXXIII МКФ в Каннах в 1980 году.
Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 В ролях
3 Съёмочная группа
4 Детали DVD-релиза
5 Критика
6 Создание
6.1 Предыстория
6.2 Съёмки
6.3 Места съёмки
7 Культурное влияние
8 Особенности
8.1 Цитаты
8.2 Отличия от книги
9 Неточности
10 Интересные факты
11 Награды
12 Примечания
13 Ссылки
14 См. также
[править] Сюжет
Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве, у героев нет имён, только прозвища.
Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название Зона и поползли слухи о некоей таинственной Комнате, где могут сбываться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Власти оцепили Зону военными кордонами и колючей проволокой.
Главный герой фильма - недавно вышедший из тюрьмы человек, его зовут Сталкер. Он живёт в бедности с больной дочерью и женой. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли быть своим проводником Профессор и Писатель.
Фильм начинается с того, что трое героев, оторвавшись от военного патруля, проникают в Зону. Их цель - найти ту самую Комнату. Сталкер требует, чтобы они беспрекословно подчинялись его указаниям, убеждает в том, что прямой путь в Зоне - не самый короткий. Профессор согласен, а Писатель, который отправился в Зону в поисках выхода из творческого кризиса, относится к угрозам и предупреждениям Сталкера об опасности Зоны весьма скептически.
В чём конкретно опасность ловушек Зоны - зрителю остаётся неясным, но к концу путешествия Писатель, столкнувшись с некими аномалиями, уже больше не спорит со Сталкером. Преодолев все ловушки, герои добираются до Комнаты. Оказывается, что Профессор пронёс с собой портативную 20-килотонную атомную бомбу. Он хочет избавить человечество от опасности претворения в жизнь опасных подсознательных желаний. Сталкер убеждает его, что уничтожать Комнату нельзя, и Профессор обезвреживает и выбрасывает бомбу. Герои, так и не решившись войти в Комнату и выпустить на свет свои подсознательные желания, которые контролировать невозможно, на пороге Комнаты разворачиваются и уходят назад. Сталкер возвращается домой, к жене и больной дочери.
[править] В ролях
Александр Кайдановский - Сталкер
Николай Гринько - Профессор (озвучивал Сергей Яковлев)
Анатолий Солоницын - Писатель
Алиса Фрейндлих - жена Сталкера
Наташа Абрамова - дочь Сталкера
Файме Юрно - дама за рулём
[править] Съёмочная группа
Авторы сценария: Стругацкие, Аркадий и Борис; Андрей Тарковский (в титрах фильма - Зубков)
Режиссёр: Андрей Тарковский
Оператор: Александр Княжинский
Художник-постановщик: Андрей Тарковский
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукорежиссёр: Владлен Шарун
Монтаж: Людмила Фейгинова
Дублёр Сталкера: Олегар Федоро
[править] Детали DVD-релиза
Дата релиза: 2006-11-07
Рейтинг: NR (без рейтинга)
Формат изображения: 1.33:1, цветной фильм
Язык оригинала: русский, дополнительные языки: английский, французский
Время: 163 минуты
Количество дисков: 2
присутствуют дополнительные материалы с документальным фильмом о съёмках и фотографиями[2]
[править] Критика
Так тяжело давшийся режиссёру фильм открывает зрителю и киноведам позднего Тарковского. Непрерывность действия, неторопливого, парадоксально бесконечного, подчёркнуто словами Сталкера о том, что в зоне прямой путь не самый короткий.
В движении из обычного мира в метафоричный мир Зоны, от реального к идеальному и, в конечном итоге, к цели пути - Комнате желаний, весь смысл картины. Самое начало картины - путешествие на дрезине, снято как путешествие в иной, сюрреалистический мир. В мире Зоны все привычные ориентиры рушатся, то, что опасно в обычной жизни, тут бессмысленная груда металлолома и мусора. Грозные "ловушки" зоны в фильме не столько ловушки физические, сколько духовные и психологические.[3][4]
В заключительном этапе своего творческого пути Тарковский приходит к минимализму. Аскетичная последовательность сюжета, прямая перспектива ключевых кадров, цветовая гамма, довлеющая к монохрому - всё подчинено одной цели.
Христианская символика и духовный мотив, движущий героями, отчетливо проявляются в сюжете. Вера троих главных героев подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают этого испытания. Сталкер возвращается из зоны к жене и больной дочери разочарованным в людях.[3]
Как пишет известный исследователь творчества Тарковского Майя Туровская:
Мир "Сталкера" в своей обыденности, скудости, выморочности приведен к той степени единства и напряженности, когда он почти перестаёт быть "внешним" миром и предстает как пейзаж души после исповеди. Кажется даже, что комплекс постоянных тем и изобразительных мотивов, обуревавших режиссера долгие годы, реализованный им до конца, исчерпанный и отданный экрану, из "Сталкера" вычтен. За этот счет "Сталкер" выглядит гораздо целостнее, более сжато и едино, чем было "Зеркало". Но в чём-то он кажется и беднее прежних картин Тарковского. В нём не ощущается того трепета, той вибрации жизни, рвущейся наружу, той бытийственности, которая всегда составляла неоспоримую прелесть лент режиссера, их завораживающую оптическую силу.[3]
Тарковский в результате долгой работы со сценарием последовательно исключил из него всякое научно-фантастическое начало, имевшееся в "Пикнике на обочине". Путешествие героев по Зоне из приключения становится философским диспутом, переходящим в апокалиптическое отчаяние.
Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний мотив сюжета, стала важной составной частью действа. В фильме Тарковский снял своих любимых актёров Гринько и Солоницына. К ним добавилось и новое для него лицо - Александр Кайдановский, столь убедительно сыгравший "юродивого". Его Сталкер не выглядит авантюристом, зарабатывающим столь рискованным способом, а скорее мучеником или апостолом своей веры.
Мне было очень важно, чтобы сценарий этого фильма отвечал трем требованиям единства: времени, пространства и места действия. [.] в "Сталкере" мне хотелось, чтобы между монтажными склейками фильма не было временного разрыва. Я хотел, чтобы время и его текучесть обнаруживались и существовали внутри кадра, а монтажная склейка означала бы продолжение действия и ничего более, чтобы она не несла с собою временного сбоя, не выполняла функцию отбора и драматургической организации материала - точно я снимал бы фильм одним кадром.
[править] Создание
[править] Предыстория
В 1974 году Тарковский впервые связался с братьями Стругацкими, сообщив о своей заинтересованности экранизировать их повесть "Пикник на обочине".[5]
В феврале 1976 года Тарковский официально получил разрешение на начало съёмок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша. К марту 1976 года Стругацкие заканчивают уже 3-й вариант сценария, который пока никак не устраивает режиссёра. Писатели терпеливо относятся к бесконечным переделкам будущего сценария.[1]
"Нам посчастливилось работать с гением, - сказали мы тогда друг другу. - Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил".[6]
[править] Съёмки
15 февраля 1977 года была снята первая (павильонная) сцена в фильме "Сталкер". Команде, которая создавала картину, пришлось столкнуться с непредвиденными трудностями. Рабочее название картины было "Машина желаний". По этим вариантам сценария к июлю 1977 года была закончена первая версия фильма, где, по отзывам Стругацких, Кайдановский играл крутого парня и афериста Аллана (близкого по духу к герою "Пикника на обочине" Рэдрику Шухарту).[6]
Уже в этот момент начинаются сложности, фильм выходит за рамки бюджета, сценарий непрерывно переделывается прямо по ходу съёмок, которые продвигаются тяжело и медленно.
9 августа 1977 года около 6 тыс. метров отснятого материала (из 10 тыс.) при проявке плёнки безвозвратно погибли из-за халатности персонала. Дело закончилось серьёзной размолвкой Тарковского и оператора Георгия Рерберга. Работа Рерберга не устраивала Тарковского, более того - он считал его ответственным в истории с браком при проявке.[7]
Кадр из фильма: Профессор (Николай Гринько), Писатель (Анатолий Солоницын) и Сталкер (Александр Кайдановский) в ЗонеСледует отметить, что ещё в июле 1977 г. Тарковский смог получить разрешение на увеличение бюджета картины до двух серий. Рабочие материалы первого варианта фильма совершенно не устроили режиссёра, скрупулёзно относившегося к любой, даже самой мелкой, неточности в кадре. В сентябре-октябре 1977 г. съёмки продолжили, с новым оператором (Леонидом Калашниковым) и художником-постановщиком (Шавкатом Абдусаламовым). Однако весь этот материал Тарковский забраковал. Началась зима, а такая натура никак не укладывалась в сценарный ход событий картины.[1]
Сценарий в очередной, уже в примерно в восьмой или девятый, раз переписан. В апреле 1978 года Тарковский перенёс инфаркт и был вынужден приступить к съёмкам заново. Изменилась концепция: полностью исчезло научно-фантастическое начало, и Кайдановский сыграл юродивого Сталкера. В третьем варианте оператором стал Александр Княжинский. В конце концов с третьего захода фильм был полностью переснят с июня по декабрь 1978 года.
25 мая 1979 года состоялся первый закрытый показ картины "для своих" в студии "Мосфильм". Фильм долго не выпускали в прокат. Премьера состоялась только в мае 1980 года, но в Москве фильм прошёл только на трёх экранах.[1]
И, продолжая задумываться, вдруг понимаешь, что это умение Тарковского заставить человека стать другим касалось не только Саши [Кайдановского], не только актеров, но и всех зрителей фильма. Именно это и делает с нами "Сталкер" - выворачивает из каждого то, чего он категорически показывать никому не хочет. [.] Тарковский со "Сталкером" удивил всех: одних расстроил, других восхитил. Но заглянуть в глубь себя и переменить свое первое мнение сумели далеко не все. И захотели не все
члены съёмочной группы "Сталкера" Евгений Цымбал[1]
[править] Места съёмки
Первоначально необходимая натура была найдена возле города Исфара, в Таджикистане, но город был разрушен в результате землетрясения. Самим съёмкам это обстоятельство не мешало, но съёмочной группе было негде жить. После долгих поисков новую натуру Тарковский нашёл в Эстонии. Фильм "Сталкер" снимали в 25 километрах от Таллина, на реке Ягала в районе старой, разрушенной электростанции, а также в самом Таллине вблизи котельной. Натурные съёмки происходили в 1977-1978 гг. [7]
Апокалиптические пейзажи зоны удались столь достоверно ещё и потому, что недалеко от места съёмок целлюлозно-бумажная фабрика сбрасывала отходы в реку, ставшую мёртвой.
Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии "Мосфильма". [8]
[править] Культурное влияние
Как подчёркивал Тарковский, для становления его как художника большое значение имело творчество Феллини, одного из самых уважаемых им режиссёров.[9]
В настроениях и атмосфере фильма "Сталкер" ощущается влияние фантастической картины Криса Маркера "Взлётная полоса" (1962). [10]
Как признают критики, атмосфера и влияние картины Тарковского ощущается в таких фильмах, как "Элемент преступления" Ларса фон Триера (1984) и известном фантастическом фильме Мамору Осии "Авалон".[11][10]
Исследованию картины как кинематографического, культурологического и философского феномена посвящено множество научных трудов.[12]
Известный американский музыкант Роберт Рич, вдохновлённый картиной Тарковского, в 1995 году записал альбом "Сталкер".[13]
Роль Сталкера в корне изменила жизнь и творческую судьбу Александра Кайдановского. После съёмок у Тарковского он поступил на курсы режиссёров. Больше совместно поработать им не удалось.[14]
В память о фильме Тарковского, явлении в мировой культуре, с 1993 года в Москве проводится кинофестиваль "Сталкер". [15]
[править] Особенности
[править] Цитаты
В фильме использованы стихи :
Фёдора Тютчева - "Люблю глаза твои, мой друг."
Арсения Тарковского - "Вот и лето прошло, словно и не бывало."
Также цитируются :
Апокалипсис - Откр.6:12-16,
Евангелие от Луки - Лк.24:13?-18 (до "один из них, именем.")
Дао Дэ Цзин (гл. 76). [16]
[править] Отличия от книги
В фильме от книги остался только образ зоны (также своеобразно трактованный Тарковским) и понятие сталкера, как проводника в зоне.
Зона - это очень сложная система смертельных ловушек. Здесь не возвращаются тем же путём, которым шли. Здесь каждую минуту всё меняется. В Зоне не работают теоретические построения, полагаться следует только на интуицию. Зона принимает только потерявших надежду.
Среди ловушек встречаются места с высокой гравитацией. Для их выявления сталкер использует гайки с привязанными к ним бинтами. Этот приём использует и главный герой "Пикника на обочине".
В первоначальном варианте сценария был "зелёный рассвет" Зоны, ловушка, связанная с петлёй времени, но в окончательный сценарий они не вошли.[3]
[править] Неточности
Герои периодически преодолевают различные отравленные водные преграды, в том числе глубокие (по грудь), но на берег всегда выходят чистые и сухие[источник не указан 84 дня]
[править] Интересные факты
Кадр из фильмаВ 2008 году один из участков дороги в квартале Роттермана в Таллине было предложено назвать переулком Сталкера (эст. Stalkeri käik) в честь фильма "Сталкер", который частично снимался в этих местах.[17][18]
В двух эпизодах фильма мимолетом виден листок отрывного календаря "28 декабря". Режиссёр никому не смог объяснить, зачем нужен этот эпизод, и что у него связано с этой датой. Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года.
[править] Награды
Специальная премия жюри (Интерфильм и ОСИК) на МКФ в Каннах;
Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах в 1980 году;
Специальная премия экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году;
"Лукино Висконти" режиссёру Андрею Тарковскому в конкурсе "Давид" Донатело в Италии, 1980.
Приз ФИПРЕССИ на II МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде в 1981 году.
Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981 году.
Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.
[править] Примечания
= 1 2 3 4 5 "Искусство кино", 2008 г.,№ 2, с.104-127. Ант Скаландис "Машина желаний"ссылка проверена 1 декабря 2008
= DVD release data
= 1 2 3 4 "Семь с половиной, или Фильмы Андрея Тарковского" - М.: Искусство, 1991.- 255 с. ISBN 5-210-00279-9. Майя Туровская.
= С. Л. Шумаков. "В поисках утраченного слова." "Киноведческие записки" № 3 за 1989 г.
= Повесть "Пикник на обочине" сама имела непростую судьбу. В 1972 году она была напечатана в журнальном варианте, а отдельным изданием вышла в 1980 году, сильно изменённая советской цензурой.
= 1 2 Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. "Комментарии к пройденному"
= 1 2 "Два гения на одной площадке" № 23(69) от 20.06.2008 Журнал "Weekend" КоммерсантЪ Сергей Филатов
= James Norton Stalking the Stalker Vertigo, 2006, vol.3, № 3 Джеймс Нортон "Следуя за Сталкером". Перевод с английского Нины Цыркун ссылка проверена 27 ноября 2008
= Ольга Суркова "Хроники Тарковского. Сталкер" Дневниковые записи
= 1 2 Stalker movie review (англ.)
= Avalon (2001 film)
= Игорь Евлампиев "Образ Иисуса Христа в фильмах Андрея Тарковского"
= Robert Rich & B. Lustmord "Stalker" (1995)
= Александр Кайдановский. Биография, фильмография актера
= Международный кинофестиваль "Сталкер". История учреждения.
= Е. А. Торчинов. Даосизм. "Дао-Дэ цзин". СПб., 1999. ссылка проверена 1 декабря 2008
= DELFI.ee Улицу в Таллине назовут в честь "Сталкера" (25 апреля 2008).
= Tonu Lilleorg Rotermanni kvartali tänav tahetakse nimetada filmi "Stalker" järgi (эст.). Eesti Päevaleht Online (25 апреля 2008).
[править] Ссылки
"Машина желаний" первый вариант сценария. Аркадий и Борис Стругацкие
"Сталкер" один из последних вариантов сценария. Аркадий и Борис Стругацкие
Монтажный план фильм
Greg Polin Stalker's meaning in terms of temporality and spatial relations (англ.)
"Сталкер" на сайте "Кино России"
Зона Сталкер Сайт о фильме.
"Сталкер" на сайте проекта об Андрее Тарковском
Фильм Сталкер Андрея Тарковского
О создании "Сталкера"
Geopeitus.ee Информация о месте съемок "Сталкера" (эст.)
Федоров А. В. Сталкериада?//Виде-Асс Экспресс. 1993. № 21. С.4.
[править] См. также
В Викицитатнике есть страница по теме
Сталкер (фильм)Пикник на обочине - повесть братьев Стругацких, которая легла в основу сюжета фильма.
Сталкинг
[скрыть]п-о-рРаботы Андрея Тарковского
Короткометражные фильмы Убийцы (1956) * Сегодня увольнения не будет (1957) * Каток и скрипка (1961)
Полнометражные фильмы Иваново детство (1962) * Андрей Рублёв (1966/1971) * Солярис (1972) * Зеркало (1974) * Сталкер (1980) * Ностальгия (1983) * Жертвоприношение (1985)
Документальные фильмы Время путешествия (1982)
Нереализованные сценарии Концентрат (1958) * Антарктида, далёкая страна (1959) * Светлый ветер (Ариэль) (1972) * Гофманиана (1975) * Сардор (1978) * Берегись! Змей! (1979)
Актёрские работы Убийцы (1956) * Мне двадцать лет (1965) * Сергей Лазо (1968)
Театральные постановки Гамлет (1977) * Борис Годунов (1983)
Книги Запечатленное время (1986/2002) * Мартиролог (дневники) (1991/2008)
Источник - "ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%...(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)"
Категории: Фильмы по алфавиту | Фильмы 1979 года | Фантастические фильмы | Фильмы СССР | Экранизации произведений братьев Стругацких | Постапокалиптические фильмы | Фильмы Андрея Тарковского
Скрытые категории: Википедия:Нет источников с мая 2009 | Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней | Статьи со ссылками на ВикицитатникПросмотрыСтабильная страница
Статья Обсуждение Править история Личные инструментыОпробовать Beta Представиться / зарегистрироваться Навигация
Заглавная страница
Рубрикация
Указатель А - Я
Избранные статьи
Случайная статья
Текущие события
Поиск
Участие
Сообщить об ошибке
Портал сообщества
Форум
Свежие правки
Новые страницы
Справка
Пожертвования
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы
Версия для печати
Постоянная ссылка
Цитировать страницу
На других языках
Български
Cesky
Deutsch
Ελληνικά
English
Espanol
Eesti
فارسی
Suomi
Français
עברית
Magyar
Italiano
日本語
Македонски
Nederlands
Norsk (bokmal)
Polski
Português
Româna
Slovencina
Slovenscina
Српски / Srpski
Svenska
Türkçe
Українська
среда, 12 августа 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий