Ну и таки что я вам скажу. Пришло их на удивление много (весь небольшой конференц-зал оказался более-менее заполнен), среди них - на удивление же - было несколько молодых лиц, в целом возраст аудитории был - ожидаемым образом - от пятидесяти и выше. Вопросы задавали разной степени неожиданности - от вполне рутинных типа почему у нас такой маленький тираж (а потому, что денег нет), почему нет рекламы (а потому и нет, что тираж маленький), почему полиграфия чёрно-белая (см. пункт первый), каковы наши взаимоотношения с фантастикой (увы (?), не те, что в советские времена, - я бы сказала, потому, что общий тонус и фантастики и культуры в целом сильно изменился. Вообще до недавних пор у нас выходило даже фантастическое приложение, но сейчас на него тоже нет денег. Персонально же я думаю поставить взаимоотношения журнала с разными видами фантастического на новую - исследовательскую - основу и запустить целую рубрику о вымышленных мирах, о чём ниже); что можно сделать, чтобы молодое поколение читало книжки, а не смотрело фигню по телевизору; делаем ли мы что-нибудь, чтобы бороться с вредоносным ЕГЭ; почему бы нам для увеличения тиража не писать про личную жизнь знаменитых людей - до обескураживающе-неожиданных: что, по нашему мнению, хотел сказать Юрий Афанасьев на конференции в Ленинской библиотеке, когда провозгласил, что старая культура кончается и начинается новая; а также - какие периоды прошлого, по нашему мнению, нуждаются в «реабилитации». Верхнюю позицию в рейтинге я бы отдала изумительному вопросу: как мы относимся к проекту, согласно которому все архитектурные излишества на станциях московского метро сносятся, взамен везде делаются зеркальные своды, каждая станция освещается «одним лучом» и получается чрезвычайная экономия электроэнергии, особенно полезная в условиях кризиса. Воистину, массовое сознание - захватывающая вещь.
Мы же им рассказывали, что делаем, зачем, в свете каких общих установок и в каких условиях (в смысле социально-экономических) - и даже показывали: знаковые для стилистики журнала артефакты нашего художника Виктора Бреля. Я наговорила, чего смогла, про собственную экологическую нишу - которая «отдел философии и культурологии», о программе (я бы сказала, "карте", предпочитая мышление топографическое :-)) деятельности. Выглядело это примерно так - прилагаю шпаргалку вчерашней ночи:
= «Между наукой и обществом» - это как раз по моей части: я занимаюсь - как редактор и, высокопарно говоря, организатор журнальной / издательской политики в рамках одного вверенного мне отдела - именно не только (не столько?) наукой как таковой, сколько той размытой и многообразной областью, которая простирается между современным гуманитарным мышлением в его разных формах (от «строгой» науки до эссеистики с её интеллектуальным авантюризмом) - и более-менее массовым, непрофессиональным сознанием в той мере, в какой оно интересуется человеком как таковым, способами его существования и его судьбой в мире. Взаимодействием (гуманитарных) наук и «вненаучного» сознания.
Михаил Наумович Эпштейн, которого, кстати, мы имеем честь числить среди наших авторов, говорил о себе, что он занимается «гуманистикой»: разными формами гуманитарного сознания. Так вот и мой отдел - рискну утверждать - тоже. А если говорить более традиционно, то по преимуществу - культурной антропологией (существованием человека в культуре) и историей идей.
Попытаюсь обозначить его - довольно текучую, но, по-моему, вполне отчётливую - тематическую структуру через рубрики.
= Прежде всего, стоит сказать о задуманном проекте, который уже потихоньку начал осуществляться - Культура - точки роста и инерции развития: это скорее не рубрика как таковая, а целый «куст» рубрик, посвящённых текущим изменениям и их тенденциям в современной российской культуре и интеллектуальной жизни, выявлению в ней «точки роста», которые обещают последующее развитие. Особенное внимание будет обращаться на возникновение новых научных дисциплин, новых направлений интеллектуального внимания, формирование новых моделей культурного поведения и их взаимоотношений со старыми (с «инерциями развития»); на пересмотр прежних границ между культурными областями; а также на нетривиальные культурные фигуры: учёных, мыслителей, вообще людей, каким бы то ни было заметным и значимым образом включённых в культурный процесс и влияющих на него. Отдельный тип персонажа - культурные посредники: люди, работающие в двух или более культурных средах (одна из которых - русская) и способствующие обмену идеями между ними. Надеюсь видеть в этой рубрике материалы также и о людях искусства;
= Языководство: персональная рубрика Михаила Эпштейна о возможных языковых формах;
= Место в культуре: рассказы об учёных и мыслителях с нетривиальной в каком-либо отношении культурной ролью (создатели научных дисциплин, подходов, идей, небывалых прежде институций и т.п.; проблематизаторами культурных границ) и интервью с ними.
= В рубрике Лаборатория человека предполагаю рассказы о разных педагогических практиках, проектах, "даже" утопиях;
= Забытая книга: недавно придуманная рубрика, призванная привлечь внимание к книге, которая в силу чего бы то ни было осталась «недопрочитанной», - на периферии сколько-нибудь массового внимания. Например, по той простой причине, что вышла в своё время очень маленьким тиражом;
И прочие рубрики:
= Как это делается: рассказы разного рода гуманитариев об их работе - как она устроена и как видится изнутри - глазами профессионала;
= Техники души: о психотерапевтических практиках;
= Гений места (рубрика, названная в честь одноименной книги Петра Вайля): о смыслах, связанных с разными городами;
= Музеи мира: описание всевозможных музеев;
= Воздух времени: о повседневной плоти истории - о том, как вроде бы мелкие детали образуют неповторимую физиономию эпохи;
= Соперники Клио: рубрика о фальсификациях истории, начатая только что и пока представленная одной статьёй - Александра Маркова , о фальсификаторах древнегреческой классики (№ 9 / 2009);
= Энциклопедия вымышленных существ: история представлений о вымышленных существах; эта рубрика - часть более широкого проекта, посвящённого роли вымышленного в истории, культуре и жизни. Надеюсь сделать тему номера - или вообще рубрику - о вымышленных мирах и закономерностях их устройства: выдуманные страны «всех времён и народов», вымышленные миры в компьютерных и ролевых играх; альтернативная история; фантастическая литература и кинематограф..
= В несомненном родстве с этим - рубрика Другая планета - о разного рода альтернативных (но не вымышленных, а действующих!) культурных формах;
= Советская цивилизация. Понятно, что - критическое осмысление советского наследия, как целого - в его разных аспектах;
= В некотором родстве с этим - История вчерашнего дня: о мышлении и культуре времени, которое стало историей совсем недавно (например, о том, как воспринимаются сегодня 1970-е годы). Хорошо бы увидеть в этой рубрике материалы и о 80-х, о 90-х (очень плохо осмысленное в цельности время!)
= Интеллектуальная лирика: рубрика, специально посвящённая эссеистике с её, с одной стороны, как я уже сказала, интеллектуальным авантюризмом, с другой - родством с художественным, образным мышлением;
= В противовес авантюризму - рубрика Анатомия иллюзии: о том, как устроены разного рода массовые увлечения и химеры общественного сознания;
= В обратный противовес разоблачению мифов - рубрика для рассказов об их конструктивной культуротворческой роли: Актуальные мифологии, названная в честь одноименного семинара, проведённого нашим автором Александром Сосландом в Русской антропологической школе в 2006 году;
= Механика повседневности - о происхождении и устройстве разных повседневных обычаев;
= История на ощупь: о разных - в отличие от чисто интеллектуальных, научных - формах познания истории (например, о клубах исторической реконструкции);
= Антропология вещи: о смыслах, которыми обрастают вещи в культуре;
= Алхимия слова: о слове вообще и литературе в частности;
= Алгебра гармонии: о законах и закономерностях, лежащих в основе разных искусств. Особо надеюсь видеть в ней материалы о музыке;
= Разговор у книжной полки: интервью с авторами недавно вышедших книг по поводу затронутых в этих книгах проблем;
= Смыслы как личный опыт: о взаимодействии интеллектуального и биографического;
= В родстве с этим, но всё-таки особо - Практическая метафизика: «отвлечённые» идеи как факт повседневного или исторического - словом, непосредственно пережитого - опыта;
= Мыслители ХХ века;
= Особо - Мифотворцы ХХ века;
(Надеюсь однажды обрести достойный материал для рубрик о мыслителях и мифотворцах ХХI века);
= Психопатология обыденной жизни: как и сказано, о психопатологии обыденной жизни;
= Поэтика памяти: о формах, в которых человек помнит - и конструирует - прошлое;
= Истории идей как таковой посвящена рубрика, которая так и называется: История идей;
= Своё чужое: о взаимодействии «своих» и «чужих» культурных форм, о плодотворном воздействии «чужого» на «своё»;
= Естествознание: гуманитарные смыслы - о влиянии естественных наук на гуманитарную культуру (всё надеюсь, что мне кто-нибудь что-нибудь в неё напишет. Пока в ней состоялся только один материал о химике и философе Илье Пригожине, да и тот мой собственный. А постановка вопроса очень соблазнительная);
= Два взгляда: стаффажи Виктора Бреля (которые я про себя называю «визуальными формулами») и короткие, на абзац, эссе, которые их комментируют - мои.
УвеличитьАвтор: gertman
Альбом: Фото со мной
А ещё мы им раздавали номера журнала - бесплатно.
УвеличитьАвтор: gertman
Альбом: "ЗС" в Тургеневской библиотеке
среда, 7 октября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий