Большими специалистами в мозаичном искусстве были и исламские художники. На их работах отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие декоративнее орнаменты.
Со времен правления императора Юстиниана (482 - 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры - усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом - мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-
синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.
Не менее значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V-VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. Именно равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: "Они движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским".
По оценке искусствоведов, самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи - недавно раскрытые мозаики храма Софии в Константинополе и фреска "Никейские ангелы" в Никее. Своей жизненностью "Никейские ангелы" не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.
Материал опубликован в журнале "Деко" (1, 2008)
Авторские права на все материалы принадлежат мозаичной мастерской "Артель". http://www.artkubiki.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий