воскресенье, 29 марта 2009 г.

ЧЁРНЫЕ КАЧЕЛИ



Её все звали Светка. Не Света, не Светочка, и даже не Светлана. Эта молодая женщина была так быстра и приветлива, в ней было столько жизненной энергии солнца, что именно это короткое, словно выстрел, имя подходило ей. На вид ей можно было дать лет 28, но на самом деле она была много моложе. Она родилась и выросла в каком-то украинском селе и, даже прожив достаточно долго в России, так и не смогла избавиться от украинского акцента в разговорной речи. Небольшого роста, приятной полноты, с коротко остриженными русыми волосами, лежащими "шапкой" на голове. Она умела так звонко и заразительно смеяться, что находясь возле неё, всякий человек словно заражался её оптимизмом и начинал улыбаться. Вот поэтому было странно и нелепо видеть возле этой солнечной женщины её вечно мрачного мужа. Он служил прапорщиком в воинской части. Под огромными и густыми усами на его лице почти никогда нельзя было увидеть улыбку. Общался он с людьми мало и словно неохотно. На всех праздничных мероприятиях, которые устраивало командование части для семей своих подчинённых, Светка пела и плясала, участвовала в розыгрышах и викторинах, а её муж просто наблюдал за всем со стороны, молча сидя в рядах зрителей. Те, кто знал Светкиного мужа, поговаривали, что он был любитель "приложиться" к спиртному. Приняв дозу днём, он вечерами "добирал" своё дома. В их семье росли две девочки - погодки, трёх и четырёх лет. Две славные симпатичные девчушки с огромными бантами и белоснежными платьицами. У Светки была особая любовь к белому цвету. Она сама одевалась почти во всё белое и дочек своих наряжала также. Светка умела очень хорошо шить, и поэтому её девочки всегда выделялись из толпы ребятишек одеждой, пошитой по моделям из импортных журналов детской моды. Две маленькие белоснежные снежинки.

Я часто видела из своего окна, как придя с работы Светка, живущая со мной по соседству, брала детей и долго гуляла с ними по улице. Перед нашим домом была детская площадка, с прекрасной песочницей, несколькими разноцветными горками и большими, выкрашенными лакированной чёрной краской качелями. Почему эти качели покрасили в чёрный цвет траура, которому вообще не место на детских площадках, никто не знал. Может просто краска цветная кончилась. Качели мрачной горой возвышались на площадке, но почти всегда были заняты каким-нибудь непоседой.

Обычно женщины, идущие с работы домой, забирали детей из детского сада и направлялись сразу домой, справедливо решив, что ребёнок нагулялся за день в саду. Но Светка, видимо, так не считала. Она гуляла с дочками, собирала с ними букеты из листьев и луговых цветов. Она помогала строить им домики из песка и катала их на горках и качелях. Когда она успевала что-то приготовить дома на ужин, неизвестно, но ужин был приготовлен всегда. Её соседка-приятельница, работающая со мною в одном ведомстве, рассказывала мне, что Светка очень умелая хозяйка, хорошо готовит и печёт, много делает заготовок на зиму. Однажды я спросила, неудержавшись от любопытства, почему с ней никогда и нигде не появляется её муж, и почему он всегда такой мрачный? Ответ очень неприятно поразил меня. Жилось Светке нелегко с пьяницей-мужем, но ещё тяжелее было скрывать свою беду от людских глаз. Она очень не хотела пересудов за своей спиной. Муж пил дома вечерами после службы, а потом "гонял" своих по квартире, вот поэтому Светка и гуляла подольше с детьми на улице. Просто хотела оградить малышек от рукоприкладства мужа, от его пьяных скандалов.

С тех пор я невольно стала приглядываться к Светке, когда встречала её на улице или в магазине. И вдруг стала замечать те мелочи, на которые раньше просто не обращала внимание. То у неё были тёмные круги вокруг покрасневших глаз, то плохо замазанный тональным кремом синяк на лице, то царапины на руках. Но Светка по-прежнему смеялась и шутила, и никогда никому не жаловалась, не рассказывала о мрачной стороне своей жизни. Может быть гордость не позволяла ей жаловаться на свою нелёгкую долю. А может быть она боялась, что до мужа дойдут пересуды о её разговорах на эту тему, и он побьёт её за это?

Я купила себе щенка, и чтобы приучить его к туалету, вынуждена была выходить с ним на улицу два-три раза за ночь. Во дворе у нас всегда было светло от уличных фонарей и мне никогда не было страшно. Однажды ночью, гуляя со щенком возле дома, где мы жили, я услышала всхлипывания и женский плачь. Оглянувшись на звук плача, я увидела распахнутое окно на втором этаже соседнего подъезда.

В тёмной комнате, возле окна, в сумеречном свете уличного фонаря стояла Светка и всхлипывая, потирала плечо. Так было её жаль! Я хотела позвать её, спросить, чем я могу помочь, но вдруг рядом с ней появился силуэт её мужа. Подойдя, он толкнул её в сторону и закрыл окно. Ещё немного побродив рядом, я так и не смогла придумать причину, по которой мне можно было бы постучать в их дверь. Так я и ушла домой, с тяжёлым чувством бессилия на душе. Мне так хотелось чем-нибудь помочь Светке, но что я могла? Чужая семья - потёмки. Может сегодня и муж её трезвый. Может просто поругались. А может она случайно стукнулась плечом обо что-то в темноте.

На следующий день Светка не появилась ни на работе, не на улице. Детей в садик отводил их отец. Гуляя со щенком я всё время старалась увидеть Светку в её окнах, но они были плотно зашторены. Так прошла неделя. Потом ещё одна. И ещё одна.

Однажды, холодным осенним утром, я услышала задорное пение, доносящееся с улицы. Подойдя к окну, я выглянула в него. Мокрая после ночного дождя улица была пуста, но на детской площадке, на чёрных качелях, сидела женщина, в белой ночной рубашке. Рубашка свободно колыхалась на ней, и казалось, что это была маленькая белоснежная птичка взлетающая на больших чёрных качелях. Женщина с силой раскачивала качели и, взлетая на них вверх и падая стремительно вниз, громко и торжественно пела - "Взвейтесь кострами синие ночи! Мы пионеры, дети рабочих!". Приглядевшись, я узнала Светку. Быстро накинув на себя плащ, и выскочив на улицу, я торопясь подошла к качелям. В этой сильно исхудавшей женщине от прежней весёлой украинки почти ничего не осталось. Лицо было тёмным и отёкшим от огромного синяка. Один глаз был закрыт опухшими веками, на рассечённой брови засохла кровь. Распухшие и потресканные губы, руки и ноги были в синяках и порезах. Она криво улыбалась, насколько можно было это сделать в её состоянии. И радостно смотря перед собой единственным открытым глазом, громко пела.

Я пробовала заговорить с ней, пытаясь одновременно поймать и остановить качели, но Светка, не обращая на меня внимания, не переставая, раскачивала качели всё сильнее и сильнее, словно хотела улететь куда-то. Поняв, что мне одной с ней не справиться, я побежала в их подъезд и позвонила в дверь Светкиной квартиры. Мне никто не открыл. Тогда я позвонила в двери соседей. Также никакого результата. И тогда я помчалась домой и позвонила своему мужу, служившему в той же воинской части, где и муж Светки.

С тех пор, как "скорая" забрала Светку в больницу, я больше ничего о ней не слышала. Люди говорили разное. Кто-то предполагал, что с ней произошёл несчастный случай, кто-то, зная её мужа, шептался о его кулаках. А муж Светки как-то сразу куда-то пропал. Позже я узнала, что в части, где он служил над ним состоялся "суд чести", и однополчане осудили его за пьянство. Командование хотело уволить его из рядов армии, но пожалев малолетних детей, оставило служить, наказав выговорами и лишением премий. А потом и вовсе отправили в отпуск, чтобы он свозил детей "на витамины" к бабушке. Вскоре я уехала из этого военного городка.

Через пару лет повстречав Светкину соседку, я стала расспрашивать её о жизни городка, где когда-то жила, и, конечно о Светке. Память о ней постоянно жила во мне, так и не сумев заглушить в моей душе жалость к несчастной женщине. И я узнала, что Светка так и не выписалась из психиатрической больницы, куда её поместили. Она по-прежнему никого не узнаёт, и поёт солнечные, радостные песни. Не узнаёт даже своих снежинок-дочек. Муж её снова женился. И, как не странно больше не пьёт. Словно откупился от пьянства ценой Светкиной жизни и здоровья. А качели вскоре сломали и вообще убрали с детской площадки. Мрачные чёрные качели, с которых хотела взлететь в светлые небеса звонко поющая птичка, по имени Светка.

Хлеб насущный

Вчера все таки свершилось чудо - была замечательная погода: солнце весь день, ветерок, и замечательное настроение.

Сколько мы вчера прошагали - уххх...давно я так не гуляла, но это было так здорово, так по-весеннему, что я была просто счастлива.

Маршрут сложился такой: Третьяковка, выставка цветов, Пятницкая ул. и посиделки в кафе, Красная площадь, Александровский сад, мимо ЦДХ и Петра, в сторону м. Парк культуры, МИД, Старый Арбат, Малая Никитская, Садово-Кудринская, Маяковка, Пушкинская.

К Пушкинской ноги уже отваливались с непривычки, но нам не было стыдно за скушанные в кафе обалденные булочки и круассаны.

Кстати. Мы, кажется, нашли для себя новое место, а именно, Хлеб насущный. Как там здорово! Уютное небольшое помещение, деревянные столики, прилавки в деревенском стиле, со всякими ящичками, полочками, огромные хлеба на полках наверху, мармеладки, пирожные, выпечка, джемы, всякая бакалея...и аромат, прекрасный аромат свежей выпечки и кофе. Кофе тоже очень вкусный. И хлеб, конечно же, хлеб, который приносят на забавной керамической доске, с маслом в маленькой масленке. Очень душевная атмосфера. А еще большой стол посередине, человек на 8-10. Мне очень понравилась эта задумка, знаете, такое ощущение дома, семейного обеда. В общем, здорово было.

Для того, кто умел верить..

Вместе с запахом выжженых

Солнцем полей,

Тёмной птицею в сердце

Входит новая осень.

Ты плетёшь свой венок

Из траурных лент,

Из увядших цветов

И почерневших колосьев.

Но кто знает, чем обернутся

Холода и потери

Для того, кто умел верить?

И кто знает, когда над водою

Взойдёт голубая звезда

Для того, кто умел ждать?

Тебе больно идти,

Тебе трудно дышать,

У тебя вместо сердца

Открытая рана.

Но ты всё-таки делаешь

Ещё один шаг

Сквозь полынь и терновник

К небесам долгожданным.

И однажды проснутся все ангелы

И откроются двери

Для того, кто умел верить.

И ненастным январским утром

В горах расцветет миндаль

Для того, кто умел ждать.

Гнётся вереск к земле,

Потемнел горизонт,

Облака тяжелеют,

В них все меньше просветов.

Ты сидишь на холме

Неподвижно, безмолвно.

Все слова уже сказаны,

Все песни допеты.

Но я знаю, найдутся ключи

И откроются двери

Для того, кто умел верить.

И над тёмными водами мрака

Взойдёт голубая звезда

Для того, кто умел ждать.

Обречённо скользит

Одинокая лодка

Сквозь холодные воды

Бесконечной печали.

Только небу известно

Всё о нашем сиротстве

И о боли, что связана

Клятвой молчания.

Где-то есть острова утешения

И спасительный берег

Для того, кто умел верить.

Там рождаются новые звёзды

И в горах расцветает миндаль

Для того, кто умел ждать.

 

Без заголовка

1)Список из 5-ти вещей, которые вы видите, не вставая из-за стола?

кружка, дырокол, прыскалка для цветов, кипа бумаг, флэшка

2) Как вы причёсываетесь?

редко, потому что завязываю в тугой узел и забываю о волосах на сутки

3) Что на вас надето?

верх - рубашка ТЕЗ, низ - черные джинсы (белье )))))

4) Чем занимаетесь по жизни?

живу

5) Ваше самое большое достижение в жизни на данный момент?

Способность к абсолютной самостоятельности доказанная путем смены страны жительства

6) Кого вы обняли последним?

Шеричку конечно. Вчера перед отъездом. Теперь на 6 дней в моих объятиях будет только подушка. Разве что Катька сегодня обнимет еще... )

7) Ваше нынешнее хобби, увлечение?

придумывать, что бы приготовить

8) Что вы съели последним перед заполнением этого опросника?

бутик с колбасой, сыром и огурцом

9) Содержание последней полученной смс-ки.

Поздравила вчера подругу с ДР, она ответила, что у нее вообще-то завтра (т.е. сегодня )))) а мне чото целый день казалось, что вчера было 29е число

10)Какие сайты вы всегда посещаете, даже во время небольшой интернет-сессии?

Дайри.ру первым делом, одноклассники чуть реже

11) Последняя вещь, которую вы купили

если лично я, то это килограмм квашеной капусты ))))

12) Что вы сейчас слушаете?

тишину

13) О чём вы думаете вечером, перед тем как лечь спать?

куча мыслей вечно, но спроси о чем - не знаю... Обо всём! Последнее время об отпуске и где взять денег на него.

14) Последний CD, который вы купили.

это было более полугода назад - стопку болванок )))

15) Что вы сейчас читаете или перечитываете?а то, что бы вы выбрали?

Последнее читала А.Кристи "Карибская тайна". Нашла в ящике стола. Если бы был выбор - не прочитала бы никогда, не люблю читать детективы.

17) Как ваше общее самочувствие?

не надо о плохом. Жду отпуска, чтобы узнать.

18) Что бы вы сейчас хотели кому-нибудь сказать?

маме, что я ее сильно сильно люблю!!! И чтобы она не плакала

19) Скажите что-нибудь про осалившего вас

спокойный человечек, удивительно умеющий писать посты из 2х предложений, но чтобы всё было понятно )))

20) Осальте следующую пятёрку.

arini., Katya K, Людочек, уличная_кошка, Faraolka,

ДВЕ ЛЮБВИ..



Есть любовь, похожая на дым;

Если тесно ей - она одурманит,

Дать ей волю - и ее не станет...

Быть как дым,- но вечно молодым.

Есть любовь, похожая на тень:

Днем у ног лежит - тебе внимает,

Ночью так неслышно обнимает...

Быть как тень, но вместе ночь и день...

Иннокентий Анненский

Вся страна с нетерпением ждет самого яркого музыкального события года - конкурс Евровидение 2009, который начнет свой старт 9 мая на Воробьевых горах и завершит 16 мая в Гостином дворе. На любое из этих шоу евровидение 2009 билеты можно заказать на сайте компании БИЛЛЕТИК. Компания решит все вопросы по приобретению и доставки билетов. Подробности на сайте!

Профессиональная съемка цветов





Отрывок из книги

Келби Скотт Цифровая фотография

Профессиональная съемка цветов

В этом отрывке один из самых популярных авторов, написавший несколько бестселлеров об обработке фотографий в Photoshop, делится советами о том, как провести съемку, чтобы как можно меньше заниматься последующей обработкой фотографий. Советы Келби как всегда годятся для многих случаев, о чем бы он не писал. В данном случае о съемке цветов.

 



Профессиональная съемка цветов

Все не так просто, как кажется

Возможно, многих читателей удивит, что эта глава посвящена фотографированию цветов, поскольку они кажутся объектами, которые легко снимать. Но так ли это? Цветы являются практически неподвижными объектами. Они яркие и красочные. Цветы привлекательны сами по себе, и люди просто любят смотреть на них. Казалось бы, съемка цветов не требует хоть каких-нибудь умственных усилий. Но это не так. Фотографирование цветов все-таки требует приложения умственных усилий. Даже больше - этот процесс может стать настоящей головоломкой. А знаете из-за чего? По причине опыления. Да, все дело в опылении, которое для цветов является естественным процессом и оставляет на цветах тончайшую светоотражающую пленку, не заметную для невооруженного глаза. Но современные сверхчувствительные CMOS- и CCD-матрицы цифровых фотоаппаратов в состоянии уловить эти отражения, которые на фотографии будут выглядеть как слабый оттенок (налет) серого цвета. Этот налет не только делает фотографии сероватыми (приглушая естественные яркие краски цветов), но и приводит к ухудшению четкости фотоснимка. Существует специальный фильтр (компании PhotoDynamics, который называется Flora 61B), с помощью которого устраняется подобный дефект в виде серого оттенка и улучшается резкость фотографии. Но по причине санкций, введенных Федеральной торговой комиссией США, этот фильтр отсутствует в свободной продаже в Америке.



На самом деле, все это, конечно же, выдумка. К началу второй главы пора бы начинать к этому привыкать. Если серьезно, то как можно сделать отличную фотографию цветка, используя старый метод с применением фильтра Flora 61B? Но это я снова дразню читателей. Если быть абсолютно серьезным, то фотографирование цветов - это искусство. Используя советы, приведенные в этой главе, каждый читатель сможет значительно улучшить качество фотографий цветов (особенно если он не возражает против серого оттенка и ослабленной резкости). Ну вот, я снова взялся подшучивать над читателями. Просто болезнь какая-то.



Не фотографируйте цветок сверху



Прогуливаясь по полю среди диких цветов или по садовой дорожке мы сверху смотрим на

цветы, растущие у самой земли, не так ли? Поэтому если фотографировать цветы стоя, то

фотографии получатся хорошими или, другими словами, обычными. Для того чтобы создать

фотографию, представляющую особый интерес для окружающих, нужно фотографировать

цветок под таким углом, под которым мы редко его видим. Естественно, это означает, что цветок

не следует фотографировать сверху. Вместо этого нужно опуститься до уровня цветка. Это

одна из мелочей, которую выполняют все профессионалы и практически никогда не учитывают

фотографы-любители. Поэтому каждый, кто решил сделать ряд интересных фотографий цветов,

должен быть готов запачкать свои руки (или, по крайней мере, колени). На рисунке можно

наглядно увидеть разницу. Слева показан типичный снимок, сделанный сверху. Справа показана

фотография того же цветка, при тех же условиях освещения и при том же эквивалентном

фокусном расстоянии, которая сделана на одном уровне с цветком, для чего фотограф встал

на колени, а не стал просто фотографировать цветок сверху. Разница между типичным и

профессиональным методом очевидна. Поэтому для создания прекрасных фотографий цветов

в первую очередь следует перестать фотографировать их стоя. Кстати, пока читатель нагнулся

к цветку, я хотел бы попросить его нагнуться еще ниже, даже ниже уровня цветка, чтобы

сфотографировать его под таким углом, под которым его вообще редко кто видит!



Использование объектива с переменным фокусным расстоянием



Для съемки цветов совсем необязательно иметь макрообъектив. Съемка обычным объективом с переменным фокусным расстоянием имеет даже свои преимущества:

1. Объект можно приблизить до такой степени, чтобы он занял практически все пространство изображения.

2. При использовании объектива с переменным фокусным расстоянием можно легко размыть фон, наведя резкость исключительно на цветок.

Попробуйте сначала использовать при съемке разные значения диафрагмы (начните с положения А) и постепенно дойдите до наименьшего численного значения диафрагмы, которое позволяет выбрать ваш объектив (например, если минимальное значение составляет f/5,6, то выберите именно его для съемки). Затем попытайтесь выделить один цветок из группы цветков, наведя резкость только на него. В этом случае фон изображения получится размытым и не будет отвлекать зрителя от основного объекта фотографии (см. цветную вклейку). Этот прием поможет также улучшить внешний вид композиции.Для съемки цветов совсем необязательно иметь макрообъектив. Съемка обычным объективом с переменным фокусным расстоянием имеет даже свои преимущества: 1. Объект можно приблизить до такой степени, чтобы он занял практически все пространство изображения. 2. При использовании объектива с переменным фокусным расстоянием можно легко размыть фон, наведя резкость исключительно на цветок. Попробуйте сначала использовать при съемке разные значения диафрагмы (начните с положения А) и постепенно дойдите до наименьшего численного значения диафрагмы, которое позволяет выбрать ваш объектив (например, если минимальное значение составляет f/5,6, то выберите именно его для съемки). Затем попытайтесь выделить один цветок из группы цветков, наведя резкость только на него. В этом случае фон изображения получится размытым и не будет отвлекать зрителя от основного объекта фотографии (см. цветную вклейку). Этот прием поможет также улучшить внешний вид композиции.Для съемки цветов совсем необязательно иметь макрообъектив. Съемка обычным объективом с переменным фокусным расстоянием имеет даже свои преимущества: 1. Объект можно приблизить до такой степени, чтобы он занял практически все пространство изображения. 2. При использовании объектива с переменным фокусным расстоянием можно легко размыть фон, наведя резкость исключительно на цветок. Попробуйте сначала использовать при съемке разные значения диафрагмы (начните с положения А) и постепенно дойдите до наименьшего численного значения диафрагмы, которое позволяет выбрать ваш объектив (например, если минимальное значение составляет f/5,6, то выберите именно его для съемки). Затем попытайтесь выделить один цветок из группы цветков, наведя резкость только на него. В этом случае фон изображения получится размытым и не будет отвлекать зрителя от основного объекта фотографии (см. цветную вклейку). Этот прием поможет также улучшить внешний вид композиции.Для съемки цветов совсем необязательно иметь макрообъектив. Съемка обычным объективом с переменным фокусным расстоянием имеет даже свои преимущества: 1. Объект можно приблизить до такой степени, чтобы он занял практически все пространство изображения. 2. При использовании объектива с переменным фокусным расстоянием можно легко размыть фон, наведя резкость исключительно на цветок. Попробуйте сначала использовать при съемке разные значения диафрагмы (начните с положения А) и постепенно дойдите до наименьшего численного значения диафрагмы, которое позволяет выбрать ваш объектив (например, если минимальное значение составляет f/5,6, то выберите именно его для съемки). Затем попытайтесь выделить один цветок из группы цветков, наведя резкость только на него. В этом случае фон изображения получится размытым и не будет отвлекать зрителя от основного объекта фотографии (см. цветную вклейку). Этот прием поможет также улучшить внешний вид композиции.



При съемке цветов берегите колени

Отправляясь на съемку цветов, желательно приобрести очень полезный и недорогой

аксессуар, который не продается в магазинах фототоваров. Это наколенники. Наколенники

можно найти в хозяйственных магазинах или в магазинах, где продается садовый

инвентарь.



Использование макрообъектива

Если вас всегда интересовало, как профессиональные фотографы делают такие крупные планы цветков, которые видят только пчелы в процессе сбора нектара, то ответ довольно прост - они используют макрообъективы . С помощью макрообъектива можно получить изображение фотографируемого объекта в масштабе 1:1. Настолько приблизить объект можно только с помощью таких объективов. Глубина резкости подобных объективов настолько мала, что при съемке цветка розы лепестки на заднем плане могут оказаться размытыми. Заметьте, что речь идет не о букете роз в вазе, а об одном единственном цветке. Кстати, при работе с макрообъективом следует всегда (это слово не зря выделено курсивом) пользоваться штативом. При такой высокой степени приближения к объекту съемки, даже незначительное колебание может уничтожить все результаты усилий фотографа. Поэтому, занимаясь увлекательнейшим занятием - макросъемкой цветов - пользуйтесь всеми советами по улучшению резкости ваших фотографий, приведенными в главе 1.





Превращение обычного объектива в макрообъектив

Все очень просто - добавьте к обычному объективу макролинзу (подобную той, которая показана на следующем рисунке). Как я уже упоминал ранее, макролинзы (которые еще называют двухэлементными диоптрийными насадками) стоят значительно дешевле, нежели полноценный макрообъектив, и позволяют значительно увеличить степень приближения объектов съемки. Можно также приобрести одноэлементный макрофильтр, но при его использовании немного теряется резкость на краях изображения. Хотя при съемке цветов края изображения не так уж важны.



Мне рассказал об этом способе съемки мой друг - всемирно известный фотограф дикой природы Муз Петерсон (Moose Peterson). Преимуществом такого способа является то, что из обычного объектива можно сделать макрообъектив по цене, составляющей всего 1/4 от стоимости полноценного объектива для макросъемки. При этом полученный объектив будет еще и на 1/10 легче и меньше. Описываемое приспособление выглядит как обыкновенный толстый фильтр (его толщина составляет около 2,5 см). Линза накручивается на объектив фотоаппаратов Canon и Nikon как обыкновенный фильтр, но при этом превращает обычный объектив в макрообъектив. Использование макролинзы имеет ряд преимуществ:

1. Она занимает очень мало места в сумке фотографа.

2. Она очень мало весит.

3. И самое главное - она сравнительно дешево стоит (конечно, по отношению к полноценному макрообъективу, цена которого как минимум 500 долл.).

Линзы , о которых идет речь, называются Canon Close-Up Lens (макролинзы). Несмотря на то, что производителем линзы является компания Canon, можно без особого труда подобрать модель, которая подходит и для фотоаппаратов Nikon. По моему мнению, это единственный аксессуар фирмы Canon, который подходит для фотоаппаратов Nikon. Так, для создания чудесных фотографий с объективом Nikon VR с эквивалентным фокусным расстоянием 70-200 мм, я использую линзу Canon Close-Up Lens 500D 77 мм. Так сколько же стоит это чудесное компактное приспособление? В зависимости от диаметра объектива, к которому эта линза будет прикручиваться, ее цена может колебаться в пределах 70-139 долл. Не так уж и дорого, не так ли?

Недоступен макрообъектив?

Приобретите макролинзу



Выбираем время для съемки

Для съемки цветов лучше всего подходят такие моменты.

1. Облачный, пасмурный день. Тени в такой день выражены очень слабо, поскольку солнце спрятано за тучами. По той же причине яркие цвета не искажаются прямыми солнечными лучами. В пасмурные дни лучше всего заниматься съемкой цветов (см. цветную вклейку). Есть только один момент, который еще лучше подходит для съемки цветов, чем пасмурный день. И это...

2. Сразу после дождя. Это время особенно благоприятно для фотографирования цветов.

Фотографируйте тогда, когда облачность еще не рассеялась, а на лепестках цветов остаются капли дождя (не следует фотографировать непосредственно под дождем, поскольку придется приложить немало усилий для того, чтобы защитить от капель и цифровой фотоаппарат, и самого себя). Этот момент будет самым благоприятным для использования макрообъектива. При съемке с макрообъективом обязательно нужно запечатлеть капли дождя на лепестках и стеблях цветков, в которых в полной мере отражается все богатство красок окружающего мира (кроме этого, при использовании макрообъектива не забывайте использовать штатив).

3. При съемке в солнечный день, старайтесь фотографировать рано утром или ближе к вечеру. Чтобы максимально использовать условия освещения, фотографируйте с длинным объективом с переменным фокусным расстоянием. Расположитесь так, чтобы источник естественного света оказался позади цветка и послужил прекрасным (и в то же время контролируемым) фоном для фотографируемых объектов.



Не ждите дождя - имитируйте его



Сначала это может показаться смешным, но результаты превзойдут все ожидания. Вместо того чтобы ждать дождливого дня для съемки, возьмите с собой небольшую бутылочку воды с распылителем и обрызгайте цветок. Подобные распылители можно приобрести в магазине или использовать вымытую бутылку от средства для мытья окон и т.п. Обрызгайте цветок всего несколько раз, и на его лепестках осядут чудесные небольшие капельки воды. По сделанным фотографиям никто не сможет догадаться, что вы не дожидались милости от матушки природы, а сделали все своими руками. Небольшую бутылочку с распылителем (естественно, пустую) можно носить в сумке вместе с фотоаппаратом и аксессуарами. Я использовал подобный прием для съемки нескольких роз из букета, который приобрел для своей супруги (см. цветную вклейку). При использовании макрообъектива можно было с полной уверенностью утверждать, что эти цветы были сфотографированы прямо на лужайке перед Белым домом сразу после полива. Попробуйте применить этот метод хотя бы однажды, и он навсегда останется у вас на вооружении.



Совет, не относящийся к теме этой книги

У бутылочки с распылителем есть еще один малоизвестный способ применения. Это прекрасное средство от складок. Чтобы избавиться от складок на рубашках, футболках и т.п., достаточно слегка побрызгать их водой. Я понимаю, что этот совет никак не относится к фотографии, но в нижней части этой страницы просто оставалось свободное место и я решил заполнить его полезным советом.



Цветы на черном фоне



Чтобы создать одну из наиболее впечатляющих композиций, достаточно сфотографировать цветок на черном фоне. Можно добавить черный фон с помощью программы Photoshop, но эта работа может отнять слишком много времени. Профессиональные фотографы просто размещают позади цветка что-либо черное, чтобы сделать черным фон фотографии. Мой друг Винсент Версаче (Vincent Versace) - один из всемирно известных фотографов живой природы (и наставник многих молодых фотографов) - имеет свой небольшой секрет, которым может поделиться. Когда он отправляется фотографировать цветы, от одевает черную жилетку. Если он видит цветок, который хотел бы сфотографировать на черном фоне, то просит своего ассистента (или друга, или жену, или просто случайного прохожего) подержать его жилетку позади выбранного им цветка. На первый взгляд это может прозвучать несколько странно, но для съемки в домашних условиях (а я фотографирую все букеты, купленные для моей жены, или букеты, подаренные друзьями) желательно приобрести квадратный метр черного велюра или вельвета (цена такого отреза вельвета обойдется примерно в 10-15 долл., а такого же отреза велюра в 5-10 долл.). Чтобы создать черный фон с помощью ткани, достаточно накинуть ее на какой-либо подходящий объект (приходится сознаться, что иногда для меня таким объектом становится даже пачка хрустящего печенья моего сына). Расположите букет на небольшом расстоянии от фона (чтобы свет отразился от ткани и черный цвет стал по-настоящему черным) и сфотографируйте букет с небольшой дистанции. А как подобрать подходящее освещение? Об этом читайте далее.



Съемка на белом фоне



Еще одним очень привлекательным фоном для съемки цветов может быть белый фон . Можно приобрести цельный рулон однотонной бумаги в ближайшем фотомагазине (который стоит совсем недорого), но его ширина, как правило, оказывается слишком большой. К тому же если только фотограф не фотографирует цветы для садовода, он не захочет видеть на фотографии вазу. Поэтому я предпочитаю приобрести в хозяйственном магазине два листа плотного белого картона размером примерно 20Ч30 см. Один из листов я располагаю позади цветов для создания фона, а другой использую для отражения естественного света из окна, чтобы с помощью непрямых лучей осветить фон. В этом случае фон не будет казаться серым. Как и в предыдущем случае, расположите цветы на расстоянии метра от фона, освещенного непрямыми солнечными лучами. Фон на фотографии будет выглядеть так, словно он был создан с помощью программы Photoshop (см. цветную вклейку). Однако для создания фона фотографу в этом случае пришлось приложить значительно меньше усилий.



Используйте занавеску для душа

Если у вас в хозяйстве найдется белая занавеска для душа, альтернативное использование

которой описано еще раз в этой книге, то потраченные на нее деньги можно окупить,

воспользовавшись занавеской не по назначению. Используйте эту занавеску для создания

белого фона на ваших фотографиях. При небольшой глубине резкости никто не сможет

догадаться, что использовано в качестве фона. В этом случае не задавайте значение

диафрагмы f/11 или f/16, иначе зрители непременно отметят: "О, чудесная занавеска для

душа" или "Вы фотографировали цветы в ванной комнате?"



Отраженный свет для съемки цветов в помещении



Чтобы фотографировать цветы в помещении, совсем не обязательно покупать дорогостоящие осветительные приборы (и тратить на них немалые суммы), поскольку цветы любят естественный рассеянный свет. Называя свет рассеянным , я подразумеваю, что на цветы не будут попадать прямые солнечные лучи. Поэтому мягкий свет из окна вполне подойдет для съемки. А если окно еще и грязное, даже по-настоящему грязное, то это еще лучше, поскольку падающий через него свет будет еще более рассеянным. Таким образом, для съемки достаточно найти окно в доме или офисе, в которое не попадают прямые солнечные лучи. Расположите цветы возле такого окна, чтобы свет падал на них сбоку (см. цветную вклейку). Если свет будет падать на цветы сверху, то они будут казаться на фотографии немного плоскими. Чтобы придать цветам объем, нужно использовать соответствующее освещение (в данном случае боковое ). Установите штатив так, чтобы снимать цветы на уровне глаз (помните о том, что снимать цветы сверху не рекомендуется). Вот теперь цветы готовы к съемке в условиях прекрасного мягкого освещения, на которое читатель не потратил ни единого цента.



Имитация идеального естественного освещения

Если в распоряжении фотографа есть только яркий прямой солнечный свет, пробивающийся через открытое окно, то в таком случае придется прибегнуть к хитрости. Для этого достаточно сходить в ближайший большой супермаркет и приобрести две вещи:

1. Белую матовую занавеску для душа.

2. Несколько кнопок или что-либо подобное.

Вернитесь домой и завесьте то самое окно этой белой матовой клеенчатой занавеской. Вот вам и идеальный мягкий, рассеянный свет. Не волнуйтесь, я никому не расскажу этот наш небольшой секрет.



Как бороться с ветром



При фотографировании цветов в их естественной среде фотографу приходится столкнуться со своим естественным врагом - ветром. Нет ничего более утомительного и раздражительного, чем ожидание (рядом с полностью настроенным и наведенным фотоаппаратом) того момента, когда ветер стихнет до такой степени, что можно будет сделать желанный снимок. Эта проблема особенно актуальна при макросъемке, когда даже незначительное движение может обернуться катастрофой. Можно прибегнуть к использованию старого трюка (который довольно редко помогает) и закрыть цветок от ветра собственным телом. Но значительно проще воспользоваться автоматическими функциям фотоаппарата, чтобы справиться с описываемой проблемой. Выберите режим приоритета выдержки (shutter priority mode), при котором фотограф выставляет вручную только выдержку, а все остальные параметры (например, диафрагма) задаются автоматически для создания идеальной экспозиции. Выберите выдержку 1/125 с. Это поможет избежать возникновение негативных последствий на фотографии цветка, сделанной при ветреной погоде (конечно, если только на улице не разразился настоящий ураган). Если такое значение выдержки не поможет решить проблему, то следует приступить к выполнению плана "Б", который заключается в том, чтобы использовать ветер, который мешает фотографу. Именно так: если ветер нельзя побороть, то надо его использовать. Используйте очень большую выдержку, чтобы движение цветка под порывами ветра запечатлелось на снимке. Пока затвор открыт, качающийся на ветру цветок оставит на изображении размытый след. Такое изображение будет выглядеть совсем иначе, словно фотографу удалось сфотографировать сам ветер. Испытайте этот метод "фотографирования ветра", и, возможно, в следующий раз, настроив фотоаппарат, вы уже будете специально дожидаться порыва ветра, чтобы сделать очередную прекрасную фотографию. Как бороться с ветром



Источник: www.williamspublishing.com

Я мама по сути

Нет, я не говорю что у меня скоро появится ребенок. Я говорю то, что они у меня уже есть! Целых...эээ...50 или 60!!! Правда дети у меня не из рода Homo Sapiens, как говорится. Детки мои-это цветы!

У нас лабораторка по биологии. Вот училка и сказала, мол цветы вырастить надо. Ну я, есстественно, в этот день пошла в магазин, купила землю, семена (Гавриши). Пришла домой, закопала семечки в землю, спрыснула водой, затем в полиэтилен и закинула их на холодильник аж на 2 дня. Тут сегодня решила проверить, а там, ох ты боже, ростки! Твою мать, вот же меня и поперло! Приятно-то как. Своими руками дать жизнь...никогда такого не делала! Хоть это и легко, но когда ты сделал это сам-от души прям петь хочется! Смотришь на них, а эти крохи вдруг тебе говорят,что-то вроде, пить хочу, есть хочу. Блять, вот оно материнское чувство к детям. Да, какая-никакая, я теперь мать-создательница.

Пойду посажу дерево около дома. Через несколько лет буду сидеть и обниматься со своим детищем...

Ты цветка полевого нежней,



Всем светло от улыбки твоей

И тепло, даже если зима.

Ты цветка полевого нежней,

Но об этом ты знаешь сама.

Лишь с тобой отдыхает душа,

Не страшны ни тюрьма, ни сума.

Весела, молода, хороша.

Но об этом ты знаешь сама.

Одурманен твоей красотой,

В голове от неё кутерьма,

И не нужно мне в жизни другой.

Но об этом ты знаешь сама!

А вот и мой красавец

Вот здесь e_rigby_ru показывала фотографии "Щучего хвоста" - это такой цветок, так его все называют в простанародье))), а на самом деле он имеет очень серьезное название, которое даже с первого раза сложно выговорить))) - Сансевиерия!

У меня дома тоже такой растет! Мама за ним ухаживает))). Раньше он жил в одном горшке, и ему там было мало места, поэтому он и цвел, как я высянила все в том же посте. И я уже думала, что вот сейчас покажу его во всей красе, но мама его рассадила, да так хорошо, что в этом году он цвести точно не будет(((.

Вот он сейчас какой. Дохленький. А раньше весь горшок был в листьях.

Второй горшок фотографировать не стала, т.к. там вообще три листика...

Ретроспектива в непривычном смысле слова

Странное ощущение, возвращаться в прошлое, когда судьба абсолютно неожиданно подбрасывает тебе старый дневник, как некое мистическое напоминание о давно прошедших событиях. Лично у меня возникает в душе состоянии раздвоения личности: разум твердит, что это я, душа вторит - нет, это совершенно другой человек. Вроде все те же речевые обороты, большинство из событий записей прекрасно помнятся, а в сознании оседает чувство, что это все было в другой жизни. Может, конечно, человеку и свойственно делить жизнь на этапы, дробить ее на множество маленьких жизней.Сама так много раз делала, давала себя обещания забыть что было, и начать сначала, но весь ужас ситуации заключается в том, что все циклично.

Воскресенье, 22 октября 2006

23:02 Структура воронки. Всё в мире циклично. Мысли тоже цикличны. Мои, по крайней мере, точно.

Например, в мою голову с завидной периодичностью приходит идея того, что пора браться за ум и начинать учиться оригинально, правда? Сначала я этой идеей горжусь и вдохновляюсь. Потом в красках и лицах представляю себя, заваленную трудами, конспектами и книжками, ужасаюсь, впадаю в оцепенение и ухожу в себя. Потом из себя выхожу, выдыхаю и срочно начинаю радоваться жизни.

Ииии.. всё сначала.

Данная запись датирована 2006 годом, я на первом курсе.

Оказывается, что люди могут умереть не только в общепринятом смысле этого слова, а просто для одного индивидуума. Дневников моих старых знакомых уже не существует, контакты с ними нарушены, да , думаю, что они совсем другие люди уже, а те, дорогие сердцу, навсегда остались на фотографиях от 2006 года. Правда, признаюсь честно, некоторые из них мне снятся.

Понедельник, 15 января 2007

22:04 О пятом времени года. Почему до сих пор светит солнце?

Почему не смолкают птицы?

Или они не знают,

Что конец света уже начался?

Впрочем, я ощущаю в себе какую-то странную, если не сказать космическую пустоту. Когда создается впечатление, что весь наш мир, это чья-то нелепо эклектическая, нарисованная картина, из- за которой ты вот-вот выпадешь.

Начинают одолевать странные мысли, и память выстраивается в какую-то фотографичную мозаику.

Я вспоминаю своих друзей и вот что замечаю, есть люди, которые навсегда в моей памяти остались как двадцатилетние, хотя уже давно закончили университет, а есть и такие, кто навсегда застрял в восьмом классе, хотя уже заканчивают школу. Даже как-то не по себе от этого стало. Когда идешь и вглядываешься в лица прохожих, и те запечатлеются как фотографии, все, отчего начинает казаться таким предсказуемым и скучно-серым. Ощущаешь себя эфирной тенью, в качестве катализатора для проявления фотографии чьего-то творчества абсурда. А между тем все течет и все изменяется, люди меняются каждую секунду, и если была бы единица времени меньшая чем секунда, то даже она не отображала скорость нашей макроэволюции. Мы никогда не найдем тех, кого когда-то оставили картиной в своем уме, мы никогда не найдем себя, такими, как были минуту назад и эти мысли начинают угнетать, говоря о неумолимом течении времени.

Всегда хотела жить вечно, до этого момента получалось.

Ловлю себя на мысли. Что теперь мысль много глобальнее, но менее пафосно. Наверное, это взросление.

Вторник, 26 июня 2007

21:18 The end of... Мир наполнялся все больше и больше таинственными серыми цветами по среди лета. Небо тускнело, миг от мига становясь все более унылым и пронзительно холодным, отражаясь в ее, таких де стальных глазах. Волосы спутал ветер, стекло в кровь разбило ноги, а она продолжала идти по обломкам старого дома, дополняя песнь ветра кряхтением разламывающихся деревяшек под тяжестью наступающей. Мир умирал, птицы запели ярче, чем прежде, отдавая последнюю дань уходящему солнцу. Некогда прекрасный дом, что был приютом для усталых странников, вдруг рухнул, оставив лишь его хозяйку в полном одиночестве. Ворон, сидел на одном из обломков, и расковыривал клювом землю в поисках пищи, все опустело. Хозяйка села на землю, свесив ноги в пропасть, со спины продолжал рушиться прекрасный дом, солнце в последний миг озарило ее незначительную фигуру ярчайшим светом, дыхание девушки дрогнуло, желая уловить хоть еще немного, еще чуточку этого небесного тепла, что стремительно окутало ее. И раздался большой врыв. Вселенная озарилась такой яркой и такой короткой вспышкой, что появилось ощущение, что ничего и не было, лишь пустота и тишина.

Так начинался конец первого мира, теперь я осознаю все ошибки, и несовершенность того творения. Но все же что-то сквозняком гуляет внутри сердца.

-Почему у нас так дует? Закрой форточку.

-Это открыто сердце, мама!

История мозаики. XII век

      XII век в истории мозаики был ознаменован возникновением техники флорентийской мозаики - самой сложной из всех мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XVI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней. Главная особенность флорентийской мозаики - тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.     

 

 

  С XIII-XIV вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу. Среди лучших образцов среднеазиатской мозаики - созданная в XIV-XV вв. облицовка порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым близ Куня-Ургенча.

 

  Грандиозные мозаичные "полотна" были созданы в главном венецианском соборе - базилике Сан-Марко (XI - XIII вв. с более поздними добавлениями).  На фасаде собора выделяются композиция "Страшный суд" и сцены, иллюстрирующие историю похищения и доставки в Венецию тела ее покровителя - Св. Марка.  Внутреннее пространство интерьера собора составляет по разным источникам от 5 тыс. до 8 тыс. кв. м , а все стены и своды украшены мозаичными картинами на золотом фоне.

 

 

  Много позднее, уже в XIX в., мастера  "модерна" и национально-романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские художники В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике мозаики, как  наиболее эффектному декоративному стилю.

 

 Материал опубликован в журнале "Деко" (1, 2008)

Авторские права на все материалы принадлежат мозаичной мастерской "Артель". http://www.artkubiki.ru

 

 

 

 

История мозаики. I - IV вв. н.э.

В I - IV вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика   изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов. Наиболее известные образцы этой эпохи: мозаики "Битва Александра с Дарием" и "Уличные музыканты" (Неаполь), колоссальная работа "Пол из Пренесты" Палестрины с изображением долины реки Нил и "Голуби на чаше" (Рим). Сегодня крупнейшая в мире коллекция  римских мозаик I - III вв. н.э.  находится в Тунисе (музей Бардо, музей Сусса), где господство римлян длилось более 4-х с половиной веков.

  Большими специалистами в мозаичном искусстве были и исламские художники. На их работах отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие декоративнее орнаменты.

 

 

 

 

 

 

  Со времен правления императора Юстиниана (482 - 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры - усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом - мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа.  В середине V  в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-

синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.

 

 

  Не менее значимым историческим и архитектурным памятником мозаичного искусства V-VII веков, сохранившимся до наших дней, является мозаичный ансамбль Равенны, которая с 402 по 476 гг. была столицей Западной империи, а сегодня вполне заслуженно считается одной из мозаичных столиц мира. Этот ансамбль тем более ценен, что почти полностью погибли современные ему прославленные памятники Константинополя, Палестины, Сирии. Поэтому только в Равенне можно составить представление о мозаике как о специфическом виде искусства, о той мозаике, которая сделалась излюбленным видом украшения христианских храмов, наиболее полно воплотив в себе эстетические идеалы нового мировоззрения. Именно равенским мозаикам посвящены слова писателя VI в. Венанция Фортуната: "Они  движутся, идут и возвращаются по прихоти блуждающих солнечных лучей и вся поверхность пребывает в волнении подобно водам морским".

 

 

  По оценке искусствоведов, самые возвышенные из всех известных созданий ранневизантийской живописи - недавно раскрытые мозаики храма Софии в Константинополе и фреска "Никейские ангелы" в Никее. Своей жизненностью "Никейские ангелы" не уступают лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые волосы, большие глаза, удлиненные нос и маленькие губы. Все это претворено в образ одухотворенной красоты.

 Материал опубликован в журнале "Деко" (1, 2008)

Авторские права на все материалы принадлежат мозаичной мастерской "Артель". http://www.artkubiki.ru



 

Текут, текут, текут цветы февраля от ощущения тепла.

Поймать бы последние лепестки дождя, пока весна сквозь пальцы. Текут, текут, текут цветы февраля от ощущения тепла.

Вчера, в 1997, было детство. Какао и первое сентября. Сегодня кофеин внутривенно в рабочую полночь. А веселье в том, что Белоснежка спала и до, и после. Я пойду за тем, кто меня разбудит. Ох уж эти яблоки.

 

ОСОЗНАНИЕ МИРА

В одном мгновеньи видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо - в чашечке цветка.

Уильям Блейк,

перевод Самуила Маршака

Извини, не тебя я ждала..

 

Что стоишь у дверей? Проходи!

Извини, я тебя не ждала,

Мы ж не виделись тысячу лет,

С той поры, как она увела.

И с цветами, опять, как тогда,

Смотришь так, как когда-то глядел,

И как прежде - совсем молодой,

Ну, нисколечко не постарел.

Как не ты? Не Володя? Ты сын?

Он не жив? Уже год? Как же так?

Нет, не знала. До смерти любил?

Напоследок просил передать?

Что стоишь у дверей? Проходи,

Извини, не тебя я ждала.

Александр Скороходов



Твои глаза, они нежны как лепестки цветка,

Твои глаза, в них столько света и тепла,

Твои глаза, они как первая заря,

Твои глаза, они полны любви до дна,

Твои глаза, я вижу в них твои желания,

Твои глаза, они нежны как лепестки цветка,

Твои глаза, меня пронзают как стрела,

Твои глаза, я столько их ждал всегда,

Твои глаза, повсюду их искал я,

Твои глаза, в них вижу я загадку сна,

Твои глаза, они так радуют меня,

Твои глаза, всё тянут как магнит меня,

Твои глаза, без них и жизнь моя грустна,

Твои глаза, они как лучик солнца в небесах,

Твои глаза, словно в ночи луна,

Твои глаза, я в них нашел тебя,

Твои глаза, лишь в них тону я без конца,

Твои глаза, моё блаженство навсегда,

Твои глаза, неприкосновенны как всегда,

Твои глаза, мои мечты во снах,

Твои глаза, я обожаю их всегда,

Твои глаза, в них вижу жаркое пламя огня,

Твои глаза, тревожат, дразнят меня,

Твои глаза, без них так скучно мне всегда,

Твои глаза, без них мне никуда,

Твои глаза, мне так они нужны всегда,

Твои глаза, я так люблю их без конца,

Твои глаза, они свели меня сума,

Твои глаза, мне не забыть их никогда!

Впечатления..

Всем привет! На этой неделе состоялись два очень классных концерта, впечатлениями от которых я просто не могу не поделиться.

25 марта, в нашем родном ДК "Прожектор" состоялось фееричное выступление Валерия Меладзе. Я пришла туда с женихом. Еле успели в зал... Если честно,сначала нам померещилось, что мы попали на концерт "Пинк Флойд", потому что полилась такая нереальная космическая музыка, а на сцене вдруг , на огромном экране, появились звёзды и какие-то абстрактные рисунки. Но то было только многообещающее начало и прелюдия к известной песни "Спрячем слёзы от посторонних, печали нашей никто не понял. И слов не разобрать, когда в разгаре маскарад..." Дальше, посыпался просто золотой дождь из лучших песен, кроме надоевшей уже порядком "Сэры".  Вышли на улицу такие счастливые, как миллион выиграли... У меня на душе было так здорово, что хотелось прыгать.

Особая благодарность Олегу Лужецкому, барабанщику Валерия, который пригласил нас на это мероприятие. В своё время, этот супер музыкант играл в группе "Цветы", но очень удачно и вовремя оттуда ушёл и сейчас является достойным членом потрясной команды профессионалов.

А второй концерт был сегодня. Происходило сие событие в ЦДХ. То был концерт группы "Цветы". Сам Стас Намин присутствовал в зале, а в конце вышел на сцену и спел "Юрмалу" вместе со своми ребятами и всем залом, а ещё сыграл потрясающее гитарное соло за головой. :) Что порадовало меня, так это обновление репертуара. Шутка ли,  "Цветы" замахнулись писать новый альбом! Только исполнение моей наилюбимейшей "Ностальгии по настоящему" немного подхрамывало... Петь этот шедевр доверили басисту Саше Грецинину, но он её как-то слабовато спел, некоторые моменты выгрлядели довольно плоско. Зато "Старый рояль" у него удался, как, впрочем, всегда.

Дорогие мои, если вы думаете, что группа Стаса Намина в наше время - лажа - Вы глубоко оштбаетесь... Коллектив достойный, душевный. Всем советую!

мои планы



мои планы как только устроюсь на работу куплю копировальную машинку сотовый-сканер-ноутбук через два месяца билет на модерны подешевле лишь б не на балкон поцелую томаса в щёку и сниму это на камеру и выложу в инет и цветы емуподарю а как будет по немецки я вас люблю?



Открытое письмо. Сбор голосов-подписей.

Уважаемые шефы, волонтеры и сочувствующие!

От Сообщества "Невидимые Дети" мы отправляем письмо в органы власти Астраханской власти, а также в Общественную Палату и Председателю совета федерации РФ, касающее положения дел в Разночиновском ДДИ.

Просим вас ознакомиться с письмом, а также оставить свои подписи (фио, город проживание, сферу деятельности), если вы согласны с данным обращением. можно присылать на емейл kinderhilfe@gmail.com

Большая просьба прислать свои подписи (по емейл) не позже понедельника, 30 марта. Мы приносим свои извинения за столь сжатые сроки, но этого требует обстановка, письмо нужно отправить в инстанции как можно скорее.

Заранее благодарны всем подписавшимся и поддержавшим наше обращение!

Светлана Деекке

Общественная палата Российской Федерации,

125993, Москва, ГСП-3, Миусская пл., 7, стр.1

Председателю Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации,

Миронову С.М.

103426, Москва, ул. Большая Дмитровка, 26

Губернатору Астраханской области, Жилкину А.А.

414000, г. Астрахань, ул. Советская, 15

Прокурору Астраханской области, Волколупову Е.В.

414024, г. Астрахань, Набережная Приволжского затона, 13/1

Заместителю губернатора Астраханской области по социальной политике, Квятковскому И.Е. 4114000, г. Астрахань, ул Советская, 15

Министру социального развития и труда Астраханской области Лукьяненко Е.А.

414000 Астрахань, ул. Бакинская, 147

Министру образования и науки Астраханской области, Гутману В.А

414000, г.Астрахань, ул. Адмиралтейская, 21

Открытое письмо

Добровольной организации - сообщества "Невидимые дети"

о Разночиновском детском доме - интернате для умственно отсталых детей,

расположенном по адресу: Астраханская обл., Наримановский р-н, с. Разночиновка, ул. Волжская, 8

Уважаемые господа!

"Невидимые дети" - добровольное сообщество граждан (далее также - "волонтеры"), сочувствующих проблемам детей-сирот в детских домах Российской Федерации.

Цель сообщества - облегчение положения детей-сирот путем ведения с ними переписки, посылки подарков на Новый год и день рождения, помощи в социализации сирот. Члены сообщества оказывают также посильную финансовую поддержку за счет личных или привлеченных на добровольных началах средств.

Среди волонтеров - лица, проживающие по всей России и за границей. Вся шефская работа осуществляется с согласия и в сотрудничестве с руководством детских домов.

Сайт организации Невидимые дети в сети Интернет: http://www.invisible-children.org/

Работа волонтеров в Разночиновском ДДИ ведется с октября 2007 года.

Волонтеры регулярно пишут личные письма и отправляют посылки воспитанникам. Руководство ДДИ согласилось читать детям письма вслух и передавать подарки из посылок. С марта 2008 года ДДИ раз в месяц посещали волонтеры из Астрахани. Они доставляли материальную помощь, общались с детьми, в том числе и с лежачими, в сентябре 2008 года вывозили в г. Астрахань на экскурсию 15 старших воспитанников. Оказано материальной помощи (игрушки, одежда, постельное белье, средства гигиены, подгузники, дидактические и развивающие материалы, канцелярские товары, наборы для творчества и рукоделия, наборы для игровых комнат, наборы мягких модулей) на сумму примерно 1 500 000 рублей. В январе-феврале 2009 года за счет благотворителей организованы консультация по зрению и госпитализация четырех воспитанников ДДИ в МНИИ Педиатрии и детской хирургии.

Суть проблемы

Разночиновский ДДИ находится в ведении Министерства социального развития и труда. В отличие от коррекционных учреждений интернатного типа, находящихся в ведомстве Министерства образования, в подобных ДДИ процесс обучения не осуществляется - лишь содержание, уход и реабилитация, порядок которой не прописан ни в одном подзаконном акте. В Разночиновском ДДИ в октябре 2008 года открыто 2 коррекционных класса для обучения детей по специальной программе коррекционных школ 8-го вида, однако в них записаны лишь 17 из более 200 воспитанников. Дети групп 1А и 1Б (лежачие), а также дети, которые находятся в корпусе интенсивного медицинского ухода, к обучению не привлекаются. На них также не распространяется реабилитация инвалидов по программе научно-методического центра "Развитие и коррекции".

Эта ситуация не соответствует Конституции, ФЗ "Об образовании", о чем имеется совместное письмо от 4 апреля 2007 года Минобразования и Минздрава РФ от 4 апреля 2007 года "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей".

Кроме того, дети также не получают необходимое медицинское обслуживание, например, массаж и ЛФК, так как в ДДИ отсутствуют специалисты, хотя они предусмотрены штатным расписанием и именно для таких детей они являются жизненно необходимыми для человеческого, а не "растительного" существования.

Хотя такое положение дел противоречит Конституции РФ, Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в данном письме мы стремимся обратить внимание на то, что возможно даже в рамках существующей ситуации значительно улучшить работу Разночиновского ДДИ.

1. Состояние здоровья детей

В декабре 2008 года воспитанницу ДДИ Кристину А., 2002 года рождения, у которой диагностировано прогрессирующее заболевание глаз, было предложено прооперировать в МНИИ педиатрии и детской хирургии, организовав приезд девочки за счет средств волонтеров. В поездке на лечение директором ДДИ было отказано, мотивировав отказ тяжелым физическим состоянием Кристины. В связи с чем был задан правомерный вопрос - если состояние девочки таково, что руководство ДДИ опасается за её жизнь во время переезда, то почему ребенок не в больнице?

После того, как под нажимом волонтеров и опеки Кристина все же была доставлена в феврале 2009 года в Москву в МНИИ Педиатрии, врачами было зафиксированно тяжелое физическое истощение девочки (приложение 2). Первые дни пребывания в клинике ребенок постоянно просил есть в течении суток, включая ночное время.

Фотографии Кристины от декабря 2008 года прилагаются к настоящему письму, а также копии заключений специалистов.

Немедленно по приезде в Москву, Кристина изменила поведение и при наличии сиделки и индивидуального ухода стала говорить (в то время как в ДДИ она значилась безречевой) и ходить с поддержкой. Теперь она самостоятельно передвигается по палате, спускается по лестнице с третьего этажа, держась за перила, и поднимается обратно. В незнакомом пространстве передвигается с поддержкой из-за проблем со зрением. За месяц при соблюдении безглютеновой диеты девочка прибавила в весе более 2-х кг. Она поет песни, инсценирует диалоги, расширила словарный запас, научилась пользоваться горшком, есть твердую пищу, пользоваться ложкой, раздеваться, брать руками мелкие предметы, сгибать ноги в коленях, активно изучает окружающую обстановку, то есть положительная динамика развития ребенка при должном уходе - налицо, в то время как в ДДИ ее считали безнадежно больной и не предоставляли ей необходимого ухода и реабилитации. Фото и видео Кристины можно найти по ссылке http://picasaweb.google.ru/mouse.jane/Kristina_2#

Вызывает сомнение диагноз, который был поставлен Кристине А. перед самым помещением в ДДИ, - ДЦП, которого не было все предыдущие 6 лет жизни.

Диагноз ДЦП поставлен врачами МНИИ педиатрии под вопрос. В выписке из истории болезни МНИИ педиатрии и детской хирургии (приложение 2) говорится:

"При неврологическом осмотре двигательных нарушений не выявлено, слабость и отсутствие самостоятельного передвижения обусловлены тяжелым физическим истощением ребенка на фоне слепоты, поражения головного мозга, обусловленого интранатальной гипоксией, морфологической незрелостью и глубокой недоношенностью, а также социальной депривацией".

В заключении нейропсихолога и дефектолога детского дома № 19 города Москвы по результатам обследования Кристины от 02.03.09 г. говорится: "Основываясь на данных о динамике за прошедшие три недели, следует ожидать при регулярных соответствующих развивающих занятиях дальнейшего развития всех психических функций ребенка, ее социализации, адаптации к социуму". Комиссия также отметила значительный прогресс в развитии моторных функций ребенка (приложение 1).

После изъятия из под опеки в 2008 г., девочка была направлена в учреждение для умственно-отсталых детей, а не в профильный ДД для незрячих, где ее могли бы реабилитировать специалисты, которых в Разночиновском ДДИ нет и не должно быть. Руководство ДДИ, опираясь на заключение психолого-медико-педагогической комиссии, поместило девочку в корпус, где содержатся дети с самыми тяжелыми заболеваниями психики. При поступлении в МНИИ педиатрии и детской хирургии все ноги и руки девочки были в синяках, на голове были болячки, которые не заросли до сих пор. Вероятнее всего, эти повреждения нанесли Кристине другие дети из этого корпуса или она нанесла себе сама, лишенная ухода.

Наибольшее беспокойство вызывает то, что корпус интенсивного медицинского ухода, в котором была Кристина, всегда оставался закрытым от глаз волонтеров. Как мы видим на примере Кристины, состояние детей там сильно ухудшается. У нас есть данные, что в этом корпусе также находятся дети, которые официально закреплены за группой 1а и 1б (то есть те, которые там находится не должны). Например, Саша Д., которому была сделана ортопедическая операция, в свои 12 лет не знал палитру цветов, названия домашних животных и т.д. В результате занятий в больнице Астрахани с нашим волонтером стала видна положительная динамика развития мальчика, однако после выписки он вернулся на прежнее место в ДДИ. Очевидно, что отношение к здоровью и образованию детей, которые находятся в корпусе интенсивного медицинского ухода, халатно.

В интернате проводилась диспансеризация детей в октябре-ноябре 2008 года. На этой диспансеризации состояние здоровья Кристины А. было признано удовлетворительным. Это заставляет нас предполагать, что таким же халатным образом были обследованы и другие дети корпуса интенсивного медицинского ухода.

Так, в этом ДДИ находится еще одна почти слепая девочка, Олеся И., с подобным Кристине диагнозом по зрению и для которой волонтерам также удалось организовать операцию в Москве. В настоящий момент ребенку 10 лет. 5 лет из них она находится в Разночиновском ДДИ, где соответственно никто и с ней не занимается по методике для слепых детей. В течении всей ее жизни также не было попыток провести операцию по улучшению зрения ни со стороны дома ребенка ГУЗ АО СДР № 1 г.Астрахань, где она раньше находилась, ни со стороны Разночиновского ДДИ. Обычно такие операции проводят детям до 5 лет. Также полис обязательного медицинского страхования Олеси И. был просрочен с 2006 года. В рекомендациях психоневролога МНИИ педиатрии и детской Хирургии зам.главврача имеется запись - рекомендация рассмотрения вопроса о переводе девочки в интернат для слабовидящих детей.

Михаил С., который также лечился в феврале в МНИИ педиатрии и детской хирургии - операция по исправлению сильного расходящегося косоглазия. Мальчик, также как и другие дети, не получил своевременной медицинской помощи. Операция мальчику была проведена в возрасте 13 лет, и только благодаря настойчивости волонтеров. Косоглазие - не безобидный косметический недостаток, а серьезное заболевание, так как при косоглазии у детей часто понижается зрение и нарушаются связи между глазами и другими функциями, что оказывает серьезное влияние на формирование всей зрительной системы ребенка. Поэтому лечение должно быть начато как можно раньше и к школе ребенок с косоглазием должен быть максимально реабилитирован.

Настораживает факт, что в карте этого воспитанника значилось, что за грубые нарушения в поведении он неоднократно направлялся в ФГУП "Психиатрия", то есть пребывание в психиатрической больнице используется в ДДИ как средство корректировки поведения, а проще говоря - наказания. В то время как вовремя проведенная операция по исправлению такого серьезного косоглазия могла бы скорректировать и поведение ребенка.

Также Мише С. назначен препарат "неулептил", который показан, например, при шизофрении, то есть и применение медицинских препаратов в этом случае используется для корректировки неудобного для персонала поведения ребенка. Нет никаких оснований полагать, что приему таких средств подвержен только Миша С. На консультации в МНИИ педиатрии психоневролог Крапивкин А.И. в присутствии нашего волонтера выразил удивление, что мальчику дают такие сильные психотропные средства и рекомендовал более мягкие.

Алина Д., также лечилась в Москве (косоглазие), этой девочке операция была проведена только в 11 лет, а не как должно - в дошкольном возрасте.

Многие дети с проблемами зрения, на фотографиях, сделанных нашими волонтерами с разрешения руководства детского дома, находятся без очков даже на занятиях. Только в одной группе из 24 человек в возрасте от 4 до 10 лет шестеро воспитанников нуждаются в коррекции зрения. Возникает вопрос - почему этим детям не проведены операции по исправлению косоглазия и коррекции зрения, то есть вовремя и до сих пор не была оказана должная и необходимая для их развития медицинская помощь?

Отсутствие реабилитации и коррекционных занятий с детьми приводит еще и к тому, что они по сути лишаются права на семью, так как с момента попадания в Разночиновский ДДИ они приобретают пожизненный статус заведомо недееспособных.

Говоря прямо, отношение к детям такое, как будто они (особенно из корпуса интенсивного медицинского ухода) - негодный человеческий материал, к которому даже не имеет смысла применять меры социализации, обучения и реабилитации.

Если родители не выполняют своих функций по воспитанию ребенка (не обучают, не лечат, не осуществляют надлежащий уход), - таких родителей лишают родительских прав. В то же время, подавляющее большиство детей из Разночиновского ДДИ не учат ни читать, ни писать, не обеспечивают надлежащим количеством гигиенических принадлежностей (значительная часть покупается волонтерами), им не обеспечивают показанной медицинской помощи. То есть в отношении детей совершается ровно то, за что родителей лишают их прав.

2. Территориальная недоступность Разночиновского ДДИ

По особенностям заболеваний дети из Разночиновки - самая нуждающаяся в медицинской реабилитации категория детей, но их транспортировка даже до ближайшего лечебного учреждения - большая проблема.

Диагнозы многих детей требуют корректировки узкими специалистами, а также требуется согласование тактики лечения наиболее тяжелой группы детей-инвалидов, находящихся в детском доме. Учреждение, в котором находятся дети-инвалиды, буквально отрезано от цивилизации из-за отсутствия надежных подъездных путей. От трассы до села - 15 км дороги, которая становится непроезжей в непогоду. Через реку Волга отсутствует мост, есть только земляная дамба, которую размывает в дождь и слякоть, и которая становится недоступной для проезда при разливе Волги начиная с конца апреля по начало июня. Сложная ситуация с дамбой также была этой зимой - в середине дамбы была огромная яма, заполненная водой и льдом. Проезжать по этой дамбе было опасно для жизни. Имеются фотографии, подтверждающие этот факт (приложение 3).

Если зимние паводки случаются не каждый год, то весеннее половодье - закономерно. В это время на территории дома-интерната в высокую воду постоянно стоят две машины-амфибии МЧС на случай эвакуации детей. Но разве двумя машинами возможно вывезти более 200 детей, часть из которых не может самостоятельно даже с боку на бок перевернуться, не то что залезть в машину? Обслуживающий персонал дома-интерната - в подавляющем большинстве женщины. Рядом с интернатом газораспределительная станция, газовые дюкеры. Если случится авария, даже газовые аварийные службы к своим объектам подъехать не смогут.

По словам персонала ДДИ в детский дом не ездит скорая помощь по вызову, поэтому доставлять воспитанников в медицинское учреждение приходится транспортом детского дома, который не приспособлен и не оснащен необходимым медицинским оборудованием. В результате, очень часто детей оставляют умирать прямо в палатах. Так, 31 декабря 2008 года, умерла воспитанница Валерия П., 14ти лет, прямо во дворе детского дома, когда ее несли в санитарную машину для транспортировки в больницу. Возникает вопрос - почему ребенок был доведен до предсмертного состояния и только после этого было принято решение о госпитализации? Почему больные дети умирают в детском доме, а не в медицинском учреждении?

В детском доме хорошо налажено питание соматически здоровых воспитанников. Однако 11 лежачих детей в силу их заболеваний имеют возможность принимать только жидкую пищу. Эта жидкая пища в ДДИ представлена в виде обычной молочной смеси, чего не достаточно для роста и развития растущего детского организма. Персонал также варит для них жидкую манную кашу на детской смеси в качестве прикорма. Больше никакого дополнительного питания этим детям НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ! Эти сведения получены в телефонном разговоре от директора ДДИ.

Понятно, что в условиях села Разночиновка и в связи с его недоступностью, руководство ДДИ не имеет возможности обеспечить тяжело больным детям необходимое питание для их нормального роста и развития, а так же своевременную квалифицированную медицинскую помощь и консультации необходимых специалистов. Мы считаем, что существует реальная угроза жизни и здоровью более чем 200 больных детей.

Дети оказываются лишены не только своевременной медицинской помощи, а также даже той скромной реабилитационной программы со стороны специалистов по работе с особыми детьми, которая предполагается штатным расписанием этого учреждения. В селе нет поликлиники, аптеки, нет специальных педагогов, а из других мест они просто не могут до интерната добраться. Проблемы с комплектованием штата установлены проверкой Астраханской прокуратуры 08.10.2008 (сайта Астраханской прокуратуры http://www.astrprok.ru/?viewnews=477 распечатка прилагается, приложение 4).

А между тем указанные права детей закреплены в Конституции РФ - согласно ст. 41 каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Также названая статья гласит, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В имеющейся ситуации, недоукомплектованность учреждения специалистами является не только и не столько результатом халатности директора, сколько отсутствием возможности добираться до учреждения на работу. А в результате не только такие дети, как Кристина А. и Олеся И., которым нужен индивидуальный подход, но и более социализированные дети недополучают тех благ, которые государство обязано обеспечивать этим детям.

Из фактов, изложенных в данном письме, очевидно, что пребывание в данном ДДИ не способствует развитию и реабилитации детей. Местоположение, оснащенность, укомплектованность педагогами - все это препятствует тому, чтобы дети развивались, а не просто "доживали" жизнь в интернате.

В настоящий момент после ДДИ воспитанники распределяются либо в санаторий "Русь" в Астрахани, либо в интернат для взрослых инвалидов в селе Староволжское и г.Нариманов, где они так же продолжают получать лишь содержание и уход. На примере детей врача и приемной мамы В.О. Дробинской, четверо детей которой из Разночиновского ДДИ, многие из воспитанников Разночиновского ДДИ при семейном устройстве могли бы стать дееспособными членами общества, а не оставаться на иждивении государства пожизненно. Приемные дети Веры Олеговны, в том числе и дети из Разночиновского ДДИ, учатся по программе массовой школы. Контакты Веры Олеговны Дробинской: телефон 8-8512-55-60-67, адрес: город Астрахань, 414038, ул. Майская, 54.

На основании изложенного, мы просим содействовать следующему:

1. В отношении состояния здоровья и оказания своевременной медицинской помощи

1.1 В Разночиновский ДДИ необходимо направить комиссию врачей, готовых независимо и обстоятельно обследовать детей с целью выявления их реального состояния здоровья и возможностей для реабилитации. Такая комиссия может быть отправлена от Российской детской клинической больницы при согласии администрации Астраханской области. У РДКБ есть опыт работы по проведению программы "Ты - не один!" (http://www.deti.msk.ru/programma5.htm), в рамках которой была оказана помощь детям-сиротам Московской, Калужской, Ивановской, Тульской, Смоленской, Орловской, Новгородской и других областей.

1.2 Утвердить план лечения детей на основании заключения РДКБ или иных специалистов.

1.3. Немедленно оказать помощь детям, которым требуется помощь по зрению - необходимо установить, какие меры принимаются для того, чтобы помочь этим детям, есть ли план медицинской помощи и реабилитации этих детей.

1.4. В случае выявления несоответствий между результатами диспансеризации детей и заключением независимых экспертов, привлечь к ответственности медицинскую комиссию, которая проводила диспансеризацию.

2. В отношении территориальной доступности детского дома

2.1 Рассмотреть возможность перевода ДДИ в город Астрахань и придать ему статус интегрированного интерната, где по специальным коррекционным методикам могут обучаться дети-инвалиды как сироты, как и семейные. Расположение интерната в черте города и его открытость для специалистов, волонтеров, семей решило бы и вопросы с развитием и здоровьем детей, и повысило бы шансы их семейного устройства.

2.2 Рассмотреть вопрос о расформировании Разночиновского ДДИ, передав детей на воспитание в профессиональные семьи и/или переведя часть детей в небольшие ДД по профилю их заболеваний, где детям будет оказан должный комплекс медицинских услуг, а также предоставлена возможность на образование, развитие и адаптацию к социуму.

3. В отношении семейного устройства детей

3.1. Обязать органы опеки и попечительства скорректировать в личных делах детей информацию о состоянии здоровья воспитанников в соответствии с результатами обследования комиссией РДКБ или иных специалистов.

3.2. Обязать органы опеки и попечительства обеспечить перевод детей, которые находятся в Разночиновском ДДИ ошибочно, в соответствующие их состоянию здоровья учреждения Астраханской или иных областей (по профилю), повышая тем самым шансы ребенка на семейное устройство.

4. Создание попечительского совета

4.1. Указанное выше совместное письмо Минздрава и Минобразвоания России рекомендует при организации образовательного процесса руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288.

Согласно данному положению, управление коррекционным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления коррекционного учреждения являются совет коррекционного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления коррекционного учреждения и их компетенция определяются уставом коррекционного учреждения.

Мы считаем необходимым создать попечительский совет в ДДИ, включив в его состав АНО "Милосердие" г.Астрахань

По итогам всего вышесказанного, мы просим сделать доступным обществу ответ на наше письмо. Мы хотим знать не только о результатах проверок, которым подвергается ДДИ, но и о конкретных мерах, которые будут приниматься для того, чтобы воспитанники Разночиновского ДДИ имели достойный уровень жизни, воспитания, образования и развития.

Светлана Деекке, учредитель сообщества "Невидимые дети"

Ольга Канивец, координатор сообщества "Невидимые дети" по Разночиновкому ДДИ