четверг, 16 июля 2009 г.

ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ

Монастырь Святого Великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев (Юрий - диалектная форма имени Георгий, широко распространенная в древнерусском языке), принадлежит к числу древнейших обителей всей России. Он был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. Ярослав Владимирович в святом крещении носил имя Георгий и глубоко чтил своего небесного покровителя, во имя святого воина-мученика он создал монастыри в Киеве и Новгороде.
Построенный князем Ярославом на берегу Волхова у самых его истоков монастырь первоначально был деревянным, как и его соборная церковь св. Георгия. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм. Сам великий князь Мстислав в это время находился в Киеве, попечение о строительстве собора полностью легло на игумена Юрьевской обители Кириака и сына Мстислава - Всеволода, княжившего тогда в Новгороде. Летописи донесли не только имена основателей главного храма Юрьева - князей Мстислава и Всеволода, но и имя его строителя - Петр, первое известное нам имя русского зодчего. Судя по уди­вительной красоте его творения мастер Петр был великим архитектором. Спустя одиннадцать лет, в 1130 году, 29 июня (12 июля) в день Апостолов Петра и Павла новый огромный каменный собор, увенчанный тремя куполами, был освящен при новгородском епископе Иоанне.
Величественный ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры. Прекрасный храм отразил самые высокие пред­ставления наших предков о красоте и гармонии. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг.), но тогда, в 1130 году храм был еще лучше - он был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы.
Несмотря на киевские и византийские традиции, Георгиевский собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты. Собор грандиозен и снаружи и внутри, высота его стен достигает 20 метров. Внутреннее устройство Георгиевского собора отражало его ха­рактер и назначение главной церкви монастыря и одновременно княжеского храма. Для пребывания князя и его семьи были устроены просторные хоры, здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой и святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Первые прославленные Церковью русские святые, так же как и св. Георгий, почитались как защитники Руси, к ним обращались в годы бедствий и войн за помощью, их воспринимали как вечных соратников русских князей и воинов.
С небывалой роскошью был украшен древний Георгиевский собор. Золотой стеной возвышался огромный семиярусный иконостас с множеством икон в золоченых, усыпанных жемчугом и драго­ценными камнями ризах, с серебряными царскими вратами. Мраморный престол покрывала среброкованная риза под бронзовым балдахином. Храмовая икона Св. Георгия, написанная в первой половине XII века, была одета в драгоценную ризу, сверкающую самоцветными камнями. Даром графини Орловой был образок Знамения Божией Матери, целиком вырезанный из изумруда и осыпанный бриллиантами.
Стены Юрьева монастыря впервые упоминаются в летописи под 1333г., когда они "поставлены были на 40 сажен с заборолами, при архимандрите Лаврентии".По указу 1764 г. о секуляризации церковных земель Юрьев монастырь теряет значительную часть своих владений, но продолжает значиться третьим среди 15 монастырей России, причисленных к 1 классу.
Новое возрождение монастыря начинается в начале 19 столетия и связано с личностью архимандрита Фотия.
Духовной дочерью Фотия была графиня Анна Орлова, единственная дочь графа Алексея Орлова - Чесменского, обладательница огромного состояния. Когда в 1822 г. Фотий был назначен в Юрьев монастырь, графиня оказала своему духовному отцу всемерное содействие в осуществлении его планов. Она сделала в монастырь богатые вклады, на часть из которых в 1841 г. была построена новая КОЛОКОЛЬНЯ по проекту знаменитого Карла Росси. Говорят, что первоначально она задумывалась выше колокольни Ивана Великого, но Николай I лично вычеркнул из проекта один ярус.
В 20-30-х годах ХХ века монастырь был разорен и ограблен. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. В эти годы здания монастыря подверглись серьезным разрушениям.
ЦЕРКОВЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА".
За многовековую историю Юрьев монастырь особенно часто страдал от пожаров. И возрождение монастыря в XIX веке при Архимандрите Фотии началось с пожара. По этой причине и была выстроена церковь в честь иконы Божией матери "Неопалимая Купина", которая считается охранительницей от пожаров. Она заложена 4 - го сентября 1828 года, а освящена 20 -го августа 1831- го года. Величиной церковь в длину, в ширину и высоту до главы по 10 метров. Церковь находится посередине Южного корпуса, который был предназначен для проживания больных и престарелых монахов. О. Фотием была составлена и особая служба в честь этой иконы. Старанием отдельного благодетеля и братией монастыря в начале 90-х годов, церковь отремонтирована и в ней началось богослужение. Интересно, что в момент завершения ремонтных работ, Архиепископу Новгородскому и Старорусскому Льву (настоятелю Свято-Юрьева монастыря) была передана металлическая икона, которая явила себя в г. Юже Ивановской области.
В маленьком городке Южа Ивановской области живет и сейчас семья пожилых людей, муж и жена. Неподалеку от их дома, на месте старого кладбища, где по неясному преданию похоронен некий архиерей, стояла вековая сосна. Однажды во время страшной, всем в округе запомнившейся грозы дерево повалила ударившая в него молния, сейчас на этом месте остался обугленный пень. Упавшую сосну распилили на дрова окрестные жители. В один из дней упомянутые муж и жена топили, как обычно, печь, вдруг муж, по имени Георгий, пораженный зовет жену: "Смотри, в печке горит икона!".
Женщина не поверила, но глянула на всякий случай, и действительно - в огне видна была икона. Ее вытащили, оказалось, что литой образок врос в древесину соснового полена. Как не заметили его раньше, как не скользнули по нему ни топор, ни пила, неизвестно, но в пламени был обретен образ Богоматери Неопалимой Купины. Долго пытались потрясенные люди осознать, что же произошло, ходили с образком к разным священникам, потом написали письмо о необычайном происшествии дочери в Новгород, та рассказала Владыке. Пути Господни неисповедимы, икона оказалась в Юрьевом монастыре ровно тогда, когда восстанавливали в обители церковь Неопалимой Купины. Ее вложили в доску, на которой написали дерево и двух Архангелов, поддерживающих явленный в огне образ Богородицы.
В соборе ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТЕВГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА хранятся ковчеги с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры, "Архимандритии всея Руси", как именовали ее в древности.
СПАССКИЙ СОБОР. Который год уже стоит в лесах.
КИВОРИЙ над источником. Но воды,почему-то,нет.
Крестный ход
Колокола Юрьева монастыря уже звонят, ежедневно совершается Божественная литургия, и люди могут прийти помолиться в одну из первых на Руси обителей.
Несколько южнее Юрьева монастыря, видна небольшая роща на холме. Это известный в истории Новгорода Перунов холм - древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна. Почти тысячелетие назад славяне, еще не знавшие христианской религии, устроили здесь мольбище и поклонялись Перуну - богу грома и молнии.
В послевоен­ные годы археологическими раскопками здесь уда­лось обнаружить остатки сооружения, являвшегося, несомненно, языческим капищем. Центр мольбища Перуну, исследован­ный археологами в 1951 году, находился юго-западнее здания существующей камен­ной церкви Рождества. В плане он пред­ставлял собой вырытый в земле восьмилепестковый "цветок" диаметром до 20 метров. В каждом "лепестке" в дни празднеств зажигался жертвенный огонь. Идол стоял в центре "цветка".
По преданию, после введения христианства идола Перуна сбросили в Волхов и на месте, где он стоял, в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы.
О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений пет. Есть предположения, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания.
Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII ве­ка в России. Фасады церкви, не расчлененные лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII - первой половины XIV века. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от "креста процветшего" или "креста виноградной лозы".
По преданию на этом месте князь Владимир крестил новгородцев.
Тихо...Никого нет...Душа отдыхает...
А это поляна перед входом в Перынский скит - излюбленное место отдыха новгородцев. И мы здесь отдыхали(купались в Волхове и загорали).
http://mapcy.narod.ru/index.htm

Бумажные цветы на компакт-дисках

Техника изготовления таких цветочков часто используется в композициях квилинга.
Автор блога описывает технику, использованную в этой работе viewtopic.php?f=77&t=94
Вкратце:
Нарисовала спираль на цветной бумаге.
Вырезала по ней фигурными ножницами (волны разного вида) - от края к центру.
Намотала на тонкую палочку, начиная от края к центру спирали.
Вытащила палочку и отпустила спираль. Она немного развернулась, и получился цветок.
Центр спирали - небольшой круг - подогнула под низ, приклеила на него цветок густым клеем.
Вырезала листочки и аккуратно вдавила прожилки на мягкой поверхности.