суббота, 2 мая 2009 г.

райский цветок

Оказывается, один из цветов, который я сфотографировала, имеет очень интересную историю.О происхождении примул в средние века сложилось следующее интересное сказание.
Итак, из истории примулы
"Однажды,- говорит это сказание,- когда апостол Петр, которому вверены были ключи от царствия небесного, находился на страже у входа в рай, ему вдруг донесли, что кто-то, добыв поддельные ключи, намеревается проникнуть туда без его разрешения. Пораженный таким ужасным известием, апостол в испуге выронил из рук свою связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Желая перехватить ее, апостол послал вдогонку за ней ангела; но, прежде чем ангел успел выполнить данное ему приказание, связка уже упала на землю, глубоко в нее врезалась, и из нее вырос желтый, похожий на ключи апостола, цветочек. И с тех пор, прибавляет предание, хотя ангел и взял с собою ключи св. Петра обратно, но слабые отпечатки их остались на земле и каждый год из них вырастают цветы, которые отпирают нам дверь к теплой погоде, к теплому лету".
Примула была известна с самой глубокой древности и считалась лекарственным цветком Олимпа. Древние греки верили, что в нем заключается целебное начало против всех болезней, следовательно, он является чем-то вроде той всемирной панацеи - лекарства от всех недугов,- которого так тщетно доискивались в средние века. У греков о его происхождении говорилось, что он возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса, которого боги из сострадания и превратили в это ароматическое растение. Вследствие этого в древности им преимущественно лечили от паралича и болей в сочленениях, так что в медицине и до сих пор его называют нередко параличной травой
(В чудодейственную силу примулы верили также и древние кельты и галлы. У них она собиралась с большой таинственностью, натощак и босиком, их жрецами, друидами. При собирании жрецы эти, сверх того, должны были просовывать собирающую руку под левую полу одеяния и, сорвав цветок, не глядя, прятать в платье, так как только в таком случае растение сохраняло свою лечебную силу
Сок этого цветка входил у друидов также в состав знаменитого любовного напитка, который варился в полночь из вербены, черники, мха, пшеницы, клевера и меда. Но тогда цветы надо было срывать до наступления новолуния. Составленный таким образом напиток ставился на огонь, и молодые девушки-жрицы должны были разогревать его своим дыханием до тех пор, пока он не закипит. Напиток этот считался всемогущим. Достаточно было выпить несколько капель, чтобы воспылать сильнейшей любовью к тому или той, которым он был поднесен.
Подобные любовные зелья существовали уже и в древности, и рассказывают даже, что известный писатель Апулей воспользовался подобным напитком, чтобы влюбить в себя и заставить выйти за него замуж богатую пожилую вдову, причем будто даже составлял и самое зелье. Родственники этой вдовы привлекли его в суд, указывая, что ей уже 60 лет и что, вдовея более 15 лет, она не выказывала никогда даже никакого желания выходить вторично замуж. Да и сама вдова, как говорят, подтверждала, что он ее околдовал своим питьем. Однако Апулей сумел так ловко защитить себя, что процесс был им выигран. Вера в сверхъестественное влияние примулы, распространенная столь сильно в средние века, перешла и в более близкие нам времена. В Пьемонте верят и до сих пор, что она обладает чудодейственной силой отвращать наваждение дьявола, прогоняет бесов и заставляет выступать из земли кости невинно погибших людей; в Бретани говорят, что она причиняет лихорадку детям, когда они долго ею играют.
По датским же сказаниям, первоцвет - это заколдованная принцесса эльфов. Раз принцесса эта была отпущена своей царицей на землю. Там она полюбила одного юношу и забыла совсем свою родину. Тогда в наказание она была превращена в примулу, а юноша -в весенний анемон. И вот теперь они рано вместе зацветают и рано вместе умирают. О примуле сложилось немало сказаний еще и в Англии, где она носит обыкновенно название cowslip, а в некоторых местностях называется волшебным цветком (fairy-cup), так как существует поверье, будто в ее лепестках во все дни года, исключая 1 мая, укрываются маленькие феи и крошечные сказочные старички-гномы. Вследствие этого про нее рассказывают немало разных прелестных легенд.
Н. Ф. Золотницкий. "Цветы в легендах и преданиях"