суббота, 4 июля 2009 г.

прервать что ли стихами затянувшееся молчание

1

На самом дне, на самом дне,

средь ила и травы,

привычно дергаясь во сне

под смех и плач живых,

морщась, ворочаясь, храпя,

тревожа толщу вод,

спит тот, кому не время спать

и чей пришел черед.

Он хмурит брови и шипит

на свой кошмарный сон,

вода бурлит; пока он спит -

смеешься - я спасен.

Он черен; там, где он лежит,

все чахнет и гниет.

Мне девять лет, мне страшно жить,

я знаю - он придет

и заберет меня с собой

на дно, во мглу, во тьму...

- Нет, мне не страшно! Ничего...

Я знаю... Я пойму.

На жутком дне, в тисках воды,

на грани, у дверей...

- Забудь!

- Не стоит.

- Это дым!

Забудь, скорей, скорей...

Пока он спит; но спит - и ждет.

- Отстань!

- Нет, обниму...

Когда-нибудь он позовет,

и я пойду к нему.

2

У меня в голове дико пляшет луна

от безумия, от темноты, от вина.

- Эй, послушай меня. Попытайся понять:

в этом мире обманчиво все, кроме нас.

- Кроме нас - это кроме тебя и меня?

- Кроме нас - это кроме дороги к звезде,

кроме нас - это кроме огня и чудес,

кроме нас - это кроме бездонных глубин,

это кроме дорог, трав, небес и... людей.

Кроме нас - это кроме тепла и любви.

- Кроме нас - это кроме цветов и полей?

- Кроме нас - это кроме "прощать" и "жалеть".

- Кроме нас - это кроме теней на снегу?

- Кроме этого мига и прожитых лет,

кроме солнца и ивы на том берегу,

это кроме мостов, рек, лесов, облаков,

кроме ночи, дыхания, улыбок и снов...

- Кроме волн?

- Кроме волн.

В твоих серых глазах

бьется лед. Мне не надо и тысячи слов,

но спасибо за то, что ты мне рассказал.

3

А я помню только запахи - твой и мой.

Я, может быть, это выдумал, может, нет.

В тот день, засыпая, я думал, что ты живой,

и ты надо мной смеялся - уже во сне.

Зачем ты явился - напомнить мне про вчера?

Как ты был легко, и страстно, и страшно жив?

Я, может быть, и не должен, но ты мой брат,

и я бы тебе помог безо всякой лжи.

Приятно, что ты доверяешь мне, брат, - я рад,

что ты не остался лежать там один в пыли,

в шелках. Я, наверное, свихнулся, брат,

но сердце и вправду - предательски так - болит.

Все сказки, что ты мне рассказывал десять лет

назад, и странные песни, что ты мне пел...

Я видел, как ты на стылой лежишь земле

и дышишь, и мне оставаться, - и я терпел.

Туман над полем, русалка с моим лицом

и древний ужас, что в нашем живет пруду...

Каким же слепым я был, брат, каким глупцом,

ведь мне тогда думалось, что это я уйду,

что это меня волны скроют и унесут,

что это меня там ждут, что меня хотят,

что это меня возьмут, а тебя спасут,

что если я сдамся, то и тебя простят.

В саду у дороги, как прежде, цветет левкой,

зимой серебрится белый, пушистый снег.

А я позабыл - как же быстро и как легко! -

твой голос, твои глаза, твой задорный смех.

Ты мне не оставил ни отзвука, ничего!

Ты был или не был? И если ты все же был,

зачем же ты бросил меня из огня в огонь?

Что ты со мной сделал, что я тебя так любил?

4

Я же уже не плачу,

хоть и, наверное, надо,

но страха нет. Тем паче,

ты не бываешь рядом,

чтобы меня утешить

сладостями и сказкой.

Помнишь, как я был нежен?

Я, братец, стал опасным,

строгим, пустым - и правым,

серым и - ненавистным.

Помнишь меня лукавым?

Помнишь ли, братец, чистым?

Помнишь меня веселым -

полный рот земляники...

Ты был красив и молод,

я был смешной и дикий,

только теперь я вырос -

я же уже не плачу.

Я теперь - холод, сырость.

Я теперь все-все прячу,

чтобы никто не отнял

то, что мое - и только.

Занавес слишком плотный,

и мне за ним - так горько.

Но ты - ты же помнишь, верно?

Помнишь меня счастливым

и безрассудно верным?

И - что за чушь! - любимым,

не признающим правил,

радостным, глупым, вольным?..

Зря ты меня оставил.

Все-таки это больно.

5

Куст боярышника жжет, как беда.

Это осень, и тревожно, и нет

мне покоя; с той поры нет, когда

толщи вод и тайны волн снятся мне.

Разве это я затеял игру? -

не узнаешь. Там, где колокол бьет,

меня манят в глубину сотни рук,

сотни лиц - они точь-в-точь как мое.

Я бы их в Закат, за горло, как змей,

я бы вытравил их завтра-вчера.

Только как-то раз пришла ко мне Смерть

и сказала мне, что нужно играть.

И во тьме остывшей с лета воды

я пытаюсь отыскать хоть одну

из причин, что я дожил до звезды,

той звезды, что должен снять и вернуть.

В глубине мерцают тысячи глаз

и горящих, как рябина, сердец.

И я чувствую, что должен хоть раз,

хоть сейчас отдаться стылой воде.

Ветер гонит над долиной туман,

ива плачет, над водой наклонясь...

Они кличут, я им нужен... Я пьян

от того, что кто-то любит меня.

6

Сколько ты мне нарасскажешь историй,

глупых, как эта весна?

Где-то на севере дыбится море.

Вот ведь и мне не до сна.

Вот ведь и мне волны плещутся в веки,

только закроешь глаза.

Это не слезы, не слезы... А ветер

дует себе в паруса -

старый разбойник, пройдоха, бродяга,

смел, но - увы - одинок.

Там, на морях, разучаешься плакать

над своей мнимой виной,

над своим горем, пускай настоящим.

Что ж, я и здесь-то ничей.

Пусть меня тоже полощет и тащит,

лупит и гонит взашей,

пусть мне обманчиво тоже посветят

на горизонте огни.

Волны поймут, и простят, и ответят,

и унесут хоронить.

Сколько историй мне нужно, чтоб сдаться,

чтобы забыть... но о чем?

Волны опасливо - точно боятся -

треплют меня за плечо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий