четверг, 26 марта 2009 г.

Материалы лекции по фото

Здесь привожу краткие тезисы лекции про фото в велопутешествии. Возможно, это будет интересно не только слушателям велошколы. Слушали внимательно, расходиться не хотели.

  1. Общие вопросы.

 

Разбираются вопросы, связанные с применением фотографий и других видеодокументов для того, чтобы показать действительность путешествия.

 

2. Подготовка к путешествию

 

2.1. Современные фотоаппараты.

2.2. Выбор фототехники для путешествия (велопутешествия).

2.3.Транспортировка фототехники в велопутешествии.

2.4. Подготовка фотографа.

3. Съемка в путешествии.

3.1."Фотосвет", "фотопогода", "фотоусловия" и "не фотосвет", "не фотопогода", "не фотоусловия".

3.2. Выбор объекта фотосъемки.

3.3 Виды фотосюжетов и особенности съемки каждого вида

4. После путешествия

4.1.Пост обработка фотографий

4.2 Публикация фотографий

4.3. Печать фотографий

4.4. Хранение фотографий.

 

Фильм.



Тезисы лекции "Фото и видео съемка в путешествии"

 

  1. В путешествии фотографируют для того, чтобы потом отчитаться при защите похода. Или просто для удовольствия, чтобы потом долгими зимними вечерами пересматривать альбомы и снова переживать приятные воспоминания. Показывать родным, друзьям и просто внукам.

Еще можно фотографировать с прицелом на публикацию, на использование материалов в рекламных, информационных целях, для участия в выставках и конкурсах.

 

Основные моменты, которые надо запечатлеть в походе для отчета это:

- участники похода;

- места прохождения похода (названия запланированных населенных пунктов);

- покрытие дорог по маршруту.

 

Когда выделяется должность фотографа в походе, фотооборудование, которое он везет, входит в вес общественного снаряжения!

Или по договоренности участников может входить частично.

 

Другие участники, взявшие свою неоговоренную фототехнику, рассчитывают ее вес по собственным силам!

 

Если фотограф не был назначен, то решение этой проблемы берет на себя руководитель.

 

2.1.1.В настоящее время качество изображений цифровых фотоаппаратов, одинакового с 35 мм пленкой по некоторым параметрам лучше.

2.1.2. Разница в размерах матрицы, воспринимающей изображения. Чем больше количество пикселей на единицу площади, тем больше матрица дает "шумов". На маленьких матрицах производители размещают большее количество пикселей.

2.1.3. RAW формат ("сырой" формат - то, что увидела матрица) дает возможность исправить огрехи, сделанные при фотосъемке. JPG - потеря  информации при сохранении и пересохранении в этом формате.

 

2.2.1."Цифромыльницы" и цифрозеркалки - чему отдать предпочтение.

Сравнение "цифромыльниц" и зеркалок

  

Параметр

"Цифромыльницы"

"Зеркалки"

 

размер

маленький - небольшой

средний - большой

 

вес

маленький - небольшой

средний - большой

 

цена

относительно небольшая

 не маленькая

 

размер матрицы

маленький, средний

средний - большой

 

JPG

есть

есть

 

RAW

есть, но редко

есть

 

сменные объективы

Нет за исключением Panasonic G1, но есть конверторы.

есть

 

Быстрота фокусировки

Очень "тормознутые"

Нормальная, высокая или очень высокая. "Тормознутый" режим бывает

при использовании Live View

 

 

2.2.2. Необходимое количество сменных объективов для зеркалок - 1. Достаточное количество объективов - покрыть максимальное количество фокусных расстояний, при этом вес фототехники должен быть транспортабельным.

2.2.3.Дополнительное оборудование: фильтры, штативы, дополнительные аккумуляторы, салфетки и жидкость для протирки оптики, флэшки. Есть и другое, но в велопутешествиях использовать сложно.

2.2.4. Даже в путешествии, где важен вес возимого с собой, не следует забывать про сохранность отснятого. Для этого можно использовать дублирование информации на независимый носитель. Таким носителем может быть фотоальбом.

Если обстоятельства не позволяют брать с собой еще один независимый накопитель, то хранение флешек должно быть хорошо продумано. Можно использовать небольшие мешочки aquapac.

Также в путешествии может возникнуть проблема пыли. Способ борьбы с пылью, для зеркалок я знаю один - не снимать с корпуса объектив. Использовать мыльницы с несъемными объективами.

Когда идет дождь, а фотографировать очень хочется, используйте специальные накидки на фотоаппарат. Либо, если группа стоит, можно фотографировать из-под тента.

 

Все оборудование имеет смысл подбирать исходя из задач, которые планируется решать с его помощью!

 

Также важно помнить, что приобретать стоит ту технику, которой Вы знаете, как пользоваться и уверены, что будете ей пользоваться часто!

В противном случае можно ограничиться прокатом.

 

 

2.3.Фототехника перевозится в специальных фотокофрах. Фотокофры подбираются с таким условием, чтобы в него входила вся запланированная фототехника. Должна быть возможность крепления фотокофра на велосипеде, так, чтобы к фототехнике был свободный доступ (быстро достать, быстро убрать).

 

Кофр на велосипеде должен сидеть крепко!

 

Для кофра нужна надежная накидка от дождя!

 

2.4.1. Подготовка фотографа.

Перед поездкой следует готовить не только фототехнику, но и свои навыки фотографа.

- брать на скатки планируемую фототехнику,

- фотографировать,

- проверять надежность кофров, накидок от дождя,

- тренироваться вынимать, прятать,

- ездить в разных темпах (иногда немного опережая группу)

 

То есть отработать максимально возможные ситуации. Не забывая при этом о четырех параметрах, управления светом.

Кроме того просто почитать инструкции к фотоаппарату, чтобы разбираться какой рычажок или кнопка для чего используется.

Также желательно разобраться, чем один режим съемки отличается от другого.

Р - фотоаппарат просчитывает значения выдержки и диафрагмы в зависимости от освещенности объекта фотосъемки самостоятельно. Фотограф выбирает объект. В этом режиме еще можно изменить соотношение выдержка-диафрагма и конечно значение чувствительности.

Av - приоритет диафрагмы. Фотограф выбирает наиболее приемлемое значение диафрагмы и чувствительности, фотоаппарат рассчитывает выдержку.

Tv - приоритет выдержки. Фотограф выбирает наиболее приемлемое значение выдержки и чувствительности, фотоаппарат рассчитывает диафрагму.

М - режим, когда обо всем думает фотограф.

 

И другие режимы.

 

2.4.2. Кроме собственно тренировки для подготовки к фотосъемки в путешествии бывает полезно посмотреть на маршрут и узнать, что может быть интересного на его протяжении.

Такие объекты, как памятники (архитектуры, культуры, природы) будут вас ждать на своих привычных местах.

Можно посмотреть на фотографии этих мест и подобрать наиболее интересные и удачные сюжеты для повторения.

 

3.1.1. Благоприятные фотоусловия:

-- удачный "натурный" свет. Чаще всего это утреннее или вечернее освещение. Либо освещение, когда небо частично закрыто облаками;

- достаточная освещенность сюжета или возможность съемки со штатива;

- возможность выбора хорошей точки съемки;

- возможность аккуратного выбора параметров съемки.

 

3.1.2. С чем фактически приходиться иметь дело:

- очень яркое и контрастное освещение (нет деталей ни в светах, ни в тенях, детали в светах и тенях на самом деле есть, но их трудно запечатлеть). Например, солнечный день, полдень;

- очень "плоское" освещение без теней (в пасмурный день);

- недостаточное освещение;

- недостаток времени для выбора места или параметров съемки.

 

3.1..3. Методы борьбы с ярким освещением:

- аккуратная подсветка теней вспышкой;

- использование оттененных фильтров или поляризационных фильтров;

- HDR;

- пожертвовать тенями или светами, в зависимости от художественной идеи.

 

Также хорошо помогает RAW формат.

При съемке смотрите на гистограмму. Желательно использовать яркостную гистограмму На гистограмме не должно быть обрезанных областей. И желательно, чтобы она была сдвинута вправо (в сторону светов) без "обрезания" светов.

Особенности гистограммы - показывает распределение по яркостям-цветам встроенного jpg.

 

3.2. Объект фотосъемки выбирается, следуя задачам.

3.2.1. Для отчета:

- названия населенных пунктов;

- характер дорог;

- участников на фоне названий населенных пунктов и характерных дорог.

3.2.2. На память, для себя и красоты:

- пейзажи, памятники природы;

- архитектурные памятники, просто красивые здания;

- люди в разных видах;

- макросъемка;

- панорамы разных видов.

3.3.1.При фотографировании надо помнить про правило трех долей, правила золотого сечения.

3.3.2. При фотографировании пейзажей и портретов решаются противоположные задачи.

Глубина резкости в случае пейзажей должна быть большой, чтобы все планы были проработаны.

Для портретов главное - глаза! Они должны быть резкими. А фон размытым, чтобы отделить человека от него.

Часто интересными бывают снимки "ключевых моментов" путешествия. Движение по сложным участками (горные тропы, лесные дороги с поваленными деревьями), переправы, броды. Желательно оказаться впереди группы, чтобы не снимать спины. При этом с фотографа никто не снимает обычных обязанностей (например, наведения этой переправы).

 

Чтобы удержать фотоаппарат на больших выдержках и избежать его дрожания применяется штатив. Но, если штатив тяжел, то можно использовать камушек или прислонить корпус к дереву, к стене дома. Альтернативой штативу может быть веревка, привязанная к фотоаппарату, рюкзак. Еще помогает Image Stabilizer.

 

Не оставляйте фотоаппарат на штативе на дороге! И просто не оставляйте.

 

Архитектура - это может быть внешний вид здания или внутренний.

 

Для макросъемки в зеркалках используют специальные объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

В "цифромыльницах" обычно есть режим макросъемки, обозначаемый картинкой - цветочек.

В "цифромыльницах" режим макросъемки может быть программным, тогда чаще всего, даже если она поддерживает RAW формат, в случае макросъемки будет только JPG.

Для "цифромыльниц" можно посоветовать устанавливать наименьшее фокусное расстояние и как можно ближе подносить фотоаппарат к объекту. При этом важно следить, куда он фокусируется - может сфокусироваться за желаемым объектом.

 

Поэкспереметировать с точкой съемки: низкая, высокая.

Поиграть с зумобъективом.

 

4.1. Путешествие закончилось, фотографии отсняты. "Что делать?"

Подготовка рабочего места для обработки фотографий

Рабочее место включает в себя:

- компьютер с калиброванным монитором.

- место просмотра отпечатков (если печатаете дома)

 

Обязательным условием правильной обработки фотографий является калиброванный монитор компьютера (система управления цветом)!

 Очень желателен монитор, предназначенный для работы с графикой.

 

Для просмотра отпечатков желательно использовать материалы нейтральных цветов, окружающих рабочее место и освещение, приближенное к дневному.

 

Для обработки фотографий, сделанных в RAW формате можно использовать фирменные (фирм изготовителей фотоаппаратов) программные продукты.

Можно использовать программное обеспечение сторонних производителей.

Adobe Сamera Raw. LightRoom 2

n  Martin Evening

n  http://tv.adobe.com/#  - видеокурсы по продуктам Adobe

n  http://www.lynda.com

LightRoom 2 также можно использовать для обработки JPG и других форматов.

При большом объеме обработки удобнее пользоваться планшетом.

 

 

а) Перенести изображения с флэш носителя на жесткий диск компьютера.

б) Посмотреть все, стереть явный брак (нерезкие фотографии).

в) Сделать архивную копию фотографий.

г) Выбрать фотографии для отчета и защиты.

д) Выбрать фотографии для гусятника, фотоальбома, веба.

е) Внести улучшения в выбранные фотографии (кадрирование, светокоррекция, цветокоррекция, ретушь).

Не всегда надо сразу выбрасывать некачественные снимки. Если фотографии сделаны в RAW формате и момент заслуживает внимания, возможно их еще можно поправить.

 

После того, как фотографии выбраны и в них внесены улучшения, их можно печатать, выкладывать в веб.

Если есть GPS трек маршрута, то можно привязывать фотографии к карте (Google), к которой в свою очередь уже наложен трек. Они должны синхронизироваться по дате (на фотоаппарате выставлены правильные дата-время).

 

4.2. Печать фотографий - логическое завершение съемки. Печатать можно:

- в минилабе (если качество не интересует) все подряд 10х15;

- в проверенных фотомастерских (есть удобная система работы - посылаешь фотографии через Интернет, в назначенный день приходишь, расплачиваешься и забираешь фотографии);

- печатать самостоятельно дома на фотопринтере.

 

Калиброванный специализированный монитор и актуальные цветовые профайлы печатной машины позволят максимально приблизить изображение на нем к результату, который будет на печати.

 

4.3. Хранить отснятый материал следует не менее чем в 2-х физически независимых местах, периодически делая резервные копии (3-й носитель).

Полезные Интернет-ресурсы

n  www.computer-darkroom.com

n  www.luminous-landscape.com

n  www.dpreview.com

n  www.fredmiranda.com

n  www.robgalbraith.com

n  comunity.livejournal.com/fotoforge

Полезная книга для изучения: Лапин "Фотография как".

Комментариев нет:

Отправить комментарий